Изучение ценностных ориентаций детей подросткового возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изучение ценностных ориентаций детей подросткового возраста

Кудимова Т.Н. 1, Иванова И.П. 1
1Чгпу им И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Поэтому вопросы: что такое ценности? какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными? – являются сегодня актуальными.

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.

Наиболее интересный, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-9 классах средней школы и охватывают возраст от 10 до 15 лет.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального.

Социальная ситуация подростков трансформируется в новые ценностные ориентации. Он начинает ориентироваться на себя, на общество. Значения «семья», «сверстники» интерпретируются по-другому. В условиях жизни семьи в подростке накапливались семейные традиции, обычаи. По мере взросления, подросток открывает для себя новые системы взаимоотношения, которые отличаются от родительской семьи. В связи с этим, подросток может испытывать потребность в более универсальной идентичности и в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «я» от семейного «мы».

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения

Происходят изменения всех сторон жизни подростка. Современные подростки большое значение отдают своей внешности, стремлении к эталону красоты. Затем на первый план выходят свойства личности, от которых зависит успешная деятельность и взаимодействие с окружающими людьми. Отличительным условием развития современных подростков заключается, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ. Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.

Диапазон подростковых ориентации в общении велик и многообразен, как сама окружающая среда. Однако на эти ориентации оказывает сильное воздействие потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. 

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия.

Важность этого вопроса в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст является самым коротким периодом в жизни и в то же время очень важным.

И.С. Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности. Открытие своего внутреннего мира для подростка является психологической особенностью.

Ценности определяют мировоззрение человека. Ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств. В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый опыт жизни индивидов. Психологической основой его ценностных ориентаций является структура мотивов, потребностей, интересов и носят непостоянный характер.

Существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека.

В современном мире, где постоянно происходят изменения, подростку сложно приспособиться сразу, ему требуется время и поддержка. Если сравнить современный подростковый возраст и подростковый возраст наших родителей, то можно увидеть существенную разницу: поменялись ценностные ориентации, мировоззрение на окружающий мир, отношения с окружением.

Ценностные ориентации – есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.

Таким образом, социальный портрет молодого поколения очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий.

Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Изучение ценностных ориентаций подростков дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Таким образом, можно сказать ценностные ориентации влияю на развитие личности подростка.

Список использованной литературы:

Гуревич, П. С. Психология личности : учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.

Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 10-е изд., перераб. и доп. / С. В. Мухина. – Москва : Академия, 2006. – 608 с.

Немов, Р. С. Общая психология : учеб. для высш. пед. учеб. заведений. Т. 3 : Психология личности / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2012. – 739 с.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. – Москва : Юрайт, 2013. – 460 с.

Павловская, О.А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О.А. Павловская. – Москва : Издательский дом «Белорусская наука», 2014. – 468 с.

Просмотров работы: 8