В данной статье рассматривается экономический эффект по совершенствованию управления запасами в аптечной организации ООО «Здоровье», для этого определим значение данных показателей и их взаимосвязь. Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономическая эффективность – это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Данный показатель зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. [1, c.26].
Проанализируем экономический эффект в ходе предложенных мероприятий:
Для начала рассчитаем затраты на их проведение:
Стоимость лицензионного продукта 1С – Логистика: «Управление складом» составляет 380 тыс. руб. В которые будет входить основная часть программы составит 210 тыс. руб., также дополнительная, которая рассчитана на 5 рабочих мест, стоимостью 90 тыс. руб. и 80 тыс.руб. входит безлимитное обновление программного обеспечения.
1. Далее найдём тенденцию роста выручки:
Выручка 2016/Выручка 2015 * 100%
75972/73216 * 100% = 103 % (1);
Выручка 2017/Выручка 2016 * 100%
77273/75972 * 100% = 101% (2);
При расчете тенденции роста выручки мы увидели, что она уменьшилась на 2%, следовательно, значит, что в 2018 и в 2019 годах она также уменьшиться на 2%.
Соответственно, выручка за 2018 и 2019 годы снизиться на 2%, т.к. она составит 99% и 97%.
2. Рассчитаем прогноз выручки на 2018 и 2019 года:
Выручка за 2018г = Выручка 2017г.* 0,99
77273 * 0,99 = 76500,27 (3);
Выручка за 2019г = Выручка 2018г. * 0,97
76500,27 * 0,97 = 74205,26 (4);
Исходя из опыта других компаний, можем предположить, что выручка от внедрения новой программы повысится на 5%.
3. Далее найдём дополнительный объём выручки от предложенных мероприятий:
С учётом того, что мероприятия мы могли бы провести в 2018 году, экономический эффект мы получим в 2019 году.
Выручка 2019 * 0,05
74205,26 * 0,05 = 3710,26 (5);
Зная данные показатели, можно рассчитать экономическую эффективность (Э эф) и срок окупаемости затрат (Т ок).
Э эф = доп. объём выручки от меропр. - ∑ затрат
3710,26 – 105(380)= 3330,26 (6);
Экономическая эффективность
3330,26 / 380 =876 (7);
Таблица 1
Экономический эффект от предложенного мероприятия
Показатели |
Значение |
Экономический эффект от предложенных мероприятий, тыс. руб. |
3330,26 |
Экономическая эффективность от предложенных мероприятий, % |
876 |
Данные показывают, что экономическая эффективность от предложенных мероприятий составила 876.
На сегодняшний день является новым и удобным способом повышения квалификация сотрудников, а также служит для сокращения затрат, связанных с организацией обучения персонала. Для расчёта экономического эффекта и эффективности для начала рассчитаем сумму затрат, которую бы понесло предприятие в случае организации очной формы обучения. Исходя из опыта различных предприятий, обучение организуют 1–2 раза в месяц.
Для организации таких курсов на предприятии необходимо арендовать и оборудовать учебный класс и нанять грамотного специалиста. Для того, чтобы обучение приносило положительный эффект, оно должно быть методически проработанным и правильно организованными. [2, c.68].
Также необходимо выделить время проведения данных курсов, чтобы они не оказывали негативного влияния на рабочий процесс, путём потерь рабочего времени. Затраты, необходимые на организацию очного обучения, представим в таблице 2.
Таблица 2
Статья затрат |
Сумма, тыс. руб./месяц |
Сумма, тыс. руб./год |
Заработная плата лектора |
22,5 |
270 |
Социальные отчисления |
6,8 |
81,6 |
Содержание помещения |
5 |
60 |
Прочие расходы |
2,5 |
30 |
Итого |
36,8 |
441,6 |
Затраты ООО «Здоровье» на организацию очных обучающих курсов
Для организации учебного класса на предприятии аренда помещения не требуется, т.к. у предприятия имеется собственное здание площадью 150 кв.м. обучающие курсы можно проводить на территории помещения. Но в сумму едино разовых затрат необходимо внести стоимость проектора и экрана общей стоимостью 30 тыс.руб. Таким образом, совокупные затраты для организации очного обучения на предприятии за год составят 471,6 тыс. руб.
Теперь рассчитаем сумму затрат в случае использования дистанционного обучения. Для внедрения системы дистанционного обучения на предприятие изначально необходимо проанализировать все представленные системы на рынке. В ходе анализа было выявлено, что наиболее подходящей платформой на данный момент является система Moodle, т.к. она является одной из базовых систем, разработанной более 12 лет назад, имеет простой и полный интерфейс и является бесплатной. В возможности данной платформы входит создание целых курсов обучения, включающие лекции, мультимедиа, составление глоссария, интеграция с ЭБС, прохождение тестов и заданий, статистика прохождения курса. Также система позволяет создавать и адаптировать курсы для мобильных устройств. Далее рассчитаем сумму затрат, связанных с внедрением данной системы. Model является бесплатной системой, распространяющейся по лицензии на свободное программное обеспечение (Открытое лицензионное соглашение GNU), поэтому ООО «Здоровье» не понесет дополнительных затрат, связанных с покупкой или установкой данной СДО. Также для реализации данного мероприятия необходимо нанять специалиста, который разработает годовой курс, содержащий все необходимые материалы для эффективного обучения персонала. Курс должен включать направления развития всех фармацевтов, включать современные теоретические основы и возможность отработки и применения их на практике. Также важным элементом курса должна быть проверка знаний, полученных в результате обучения, включающую проверку по разделам и совокупную по прохождению всего курса. [3, c.101].
Исходя из всего вышесказанного, затраты на внедрение СДО на предприятие будут содержать одну статью затрат. Экономию от внедрения СДО рассчитаем в таблице 3.
Таблица 3
Экономия денежных средств ООО «Здоровье» от внедрения СДО
Показатель |
Сумма, тыс.руб. / год |
Совокупные затраты на внедрение очных |
471,6 |
Совокупные затраты на внедрение СДО |
85 |
Экономия |
386,6 |
Таким образом, планируемая экономия от внедрения системы дистанционного обучения составит 386,6. Экономический эффект и экономическую эффективность отразим в таблице 4.
Таблица 4
Расчёт экономического эффекта и эффективности от внедрения системы дистанционного обучения
Показатель |
Расчёт |
Экономический эффект, тыс.руб |
386,6 – 85 = 301,6 |
Экономическая эффективность, % |
301,6 / 85 = 354 |
Далее рассчитаем экономическую эффективность и экономический эффект после открытия дополнительной третьей кассы в определенный двухчасовой промежуток времени.
Две основных кассы, которые расположены в торговом зале, имеют доход 77273 тыс. за 2017г. Соответственно каждая касса приносит в день около 107 тыс. руб. при полном рабочем дне. Если мы открываем третью дополнительную кассу в интенсивный двухчасовой промежуток времени, а именно с 11-00 до 13-00, когда в торгом зале скапливаются большие очереди, третья касса за два часа работы реализует лекарственные средства в размере 20тыс.руб, это приведет к увеличению товарооборота и сокращению неликвидных препаратов.
Для открытия третьей кассы, необходимо затратить 200тыс. руб. сюда включается 50 тыс. руб. оборудование, а именно фискальный аппарат, и работоспособный компьютер с выходом в сеть Интернет, подключение АУРИ 50 тыс. руб. плюс страховка на оборудование, едино-разовый платеж в 100тыс.руб. Отразим совокупные затраты на открытие третьей кассы в таблице 5.
Таблица 5
Совокупные затраты на открытие дополнительной кассы
Наименование |
Затраты - тыс.руб |
Оборудование |
50 |
Подключение |
50 |
Страховка на оборудование |
100 |
Итого |
200 |
Рассчитаем годовой доход от дополнительной кассы. За оду смену третья дополнительная касса принесет доход в размере 20тыс. руб. За год это число составит 7 200 тыс. руб. Таким образом, мы сможем рассчитать экономическую эффективность и экономический эффект который выразим в таблице 6.
Таблица 6
Расчёт экономического эффекта и эффективности при открытие третьей кассы
Показатель |
Расчёт |
Экономический эффект, тыс.руб |
7200 – 200 = 7000 |
Экономическая эффективность, % |
7000 / 200 = 3500 |
Заключительной рекомендацией является сдача собственного помещения в аренду из 200 кв.м. Таким образом, данное помещение площадью 200 кв.м. можно сдать в аренду другим предприятиям офисы или магазины. Для поиска арендаторов и дальнейшего контроля над ними предприятию необходимо иметь сотрудника, отвечающего за данные обязанности. Но трудоустройство на предприятии нового сотрудника, занимающегося вопросами аренды, не является рациональным, поэтому наиболее удобным будет составление дополнительного соглашения с уже имеющимся сотрудником. В качестве такого сотрудника, можно использовать заведующую аптекой и определить сумму оплаты за выполнение данных обязанностей в размере 16% от оклада. Далее в таблице 7 представим совокупные затраты ООО «Здоровье» за сдачу помещения в аренду. [4, c.131].
Таблица 7
Статья затрат |
Сумма, тыс.руб./год |
Заработная плата |
75,45 |
Социальные отчисления |
22,6 |
Электроэнергия |
37,3 |
Теплоэнергия |
46,4 |
Итого |
181,75 |
Совокупные затраты ООО «Здоровье» с учетом сдачи площадей в аренду
Таким образом, годовые совокупные затраты составят 181,75 тыс.руб. Далее рассчитаем дополнительный доход, который получит ООО «Здоровье» в случае сдачи данного помещения в аренду.
Размер цены установим средний для города в размере 105 руб. за 1 кв.м.
Таким образом, дополнительный доход предприятия в год составит:
(0,105 * 200) * 12 = 252 тыс.руб. (8);
Расчёты экономической эффекта и эффективности отразим в таблице 8.
Таблица 8
Расчет экономического эффекта и эффективности с учетом сдачи площадей в аренду
Показатель |
Расчёт, тыс.руб./% |
Экономический эффект, тыс.руб |
252 – 181,75 = 70,25 |
Экономическая эффективность, % |
70,25 / 181,75 =38,6 |
Для отражения совокупной экономической эффективности всех предложенных мероприятий составим таблицу 9.
Таблица 9
Рекомендация |
Экономический эффект |
Затраты, тыс. руб. |
Внедрение программного обеспечения WMS |
3330,26 |
380 |
Введение СДО |
301,6 |
85 |
Открытие третьей кассы |
7000 |
200 |
Сдача свободных площадей в аренду |
70,25 |
181,75 |
Итого |
10702,1 |
846,75 |
Экономическая эффективность, % |
10702,1 / 846,75 =1263 |
Расчёт совокупной экономической эффективности от предложенных мероприятий
Исходя из результатов таблицы, видно, что все предложенные рекомендации являются эффективными. Экономический эффект от внедрения программного обеспечения WMS составит 3330,26 тыс.руб, введение СДО составит 301,6 тыс.руб. от открытия третьей кассы 7000 тыс.руб. и от сдачи площадей в аренду – 70,25 тыс.руб. Совокупные затраты составят 846,75 тыс.руб., а совокупная экономическая эффективность 1263 %.
Таким образом, в случае 100% эффекта от предложенных мероприятий у предприятия ООО «Здоровье» появляется современное программное обеспечение, благодаря которому будет происходить расчет и контроль запасов на предприятии. В дополнение этого, внедрение системы дистанционного обучения позволит обучать работе персонала с программой 1С – логистик, и торговле лекарственными средствами. За счет сдачи в аренду собственного помещения прибыль организации будет расти.
Таким образом, предложенные рекомендации являются эффективными и реализуемыми и помогут улучшить состояние предпринимательскую деятельность аптечной организации ООО «Здоровье».
Список источников:
1. В. Авдеев. Планирование и управление товарными запасами в торговле // Финансовая газета. – 2016. – №33. – С. 32.
2. В.В. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. - СПб. Питер, 2014. -224 с.
3. Н.Н. Илышева, А.Ф. Черненко, Е.С. Федяй. Управленческий учет материально-производственных запасов // Все для бухгалтера. – 2016. - №5. – С. 37.
4. Ю.А. Еленева, Экономика и управление предприятием / Ю.А. Еленева, Т. С. Зуева; под ред. Ю.М. Соломенцева. – Москва: Высшая школа, 2014 – 246 с.