Дошкольный возраст это уникальный промежуток в жизни каждого человека, когда развиваются ключевые умения и навыки, среди которых главная роль отводится воображению, фантазии, заинтересованностью к чему-то новому. Если же данные качества не формировать на дошкольном этапе, то в дальнейшем будет происходить обеднение личности, снижение возможностей творческого мышления, интереса к искусству [2, с. 35].
Ребенок – это особый мир, регулярно изменяющийся, предрасположенный к самоусовершенствованию. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности, является для дошкольника одним из главных факторов развития и адаптации к окружающей действительности. Развивая творческий потенциал с дошкольного возраста, мы не только совершенствуем познавательные интересы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Главная задача воспитателя это способствовать развитию инициативы, выдумки и творчества дошкольников в процессе совместного творчества взрослого и ребенка.
Прекрасный вариант подобного вида деятельности это работы, выполненные в технике «мокрого» валяния. Они нежные, теплые, мягкие и уютные. Название «мокрое» валяние дано этому виду рукоделия не случайно. Для того чтобы сваливать волокна шерсти используют мыльный раствор. Страны, в которых распространено одомашнивание овец и коз, считаются местами возникновения «мокрого» валяния или, как его еще называют, валяния руками.
Валяние для детей это творческий интересный процесс. Каждому ребенку интересно создавать что-то новое своими руками. Из шерсти можно свалять игрушки и украшения, картины и подарки к праздникам. Техника «мокрого» валяния доступна каждому ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста.
Знакомство ребят с техникой «мокрого» валяния способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса и мелкой моторики дошкольников.
Материалы, необходимые для работы: 100% шерсть для валяния; пупырчатая пленка, которая используется для перевозки бытовой техники; москитная сетка; жидкое мыло; теплая вода; перчатки.
Знакомство детей с техникой мокрого валяния происходит поэтапно.
Сначала дошкольники знакомятся с шерстью как материалом для художественной деятельности, его свойствами. Ребята учатся аккуратно и бережно разделять прядки шерсти от основного мотка, раскладывать в соответствии с художественным замыслом, смешивать цвета.
Постепенно, от простого к сложному, дети осваивают 3 главных техники «мокрого валяния»: валяние жгута, валяние полотна и валяние шара.
Валяние жгута.
Отрезок необходимой длины берем смоченными в мыльном растворе руками и раскатываем между ладошками таким образом, как будто делаем его из пластилина. Если нужно снова смачиваем руки в мыльном растворе. Готовый жгут должен не мяться в руках и быть тугим. В конце жгут нужно прополоскать и высушить [1, с. 73].
Валяние шара.
Отрезок шерсти необходимого цвета сматываем в клубок. Если одного отрезка не хватает, добавляем следующий, прикладываем его к концу предыдущего отрезка и продолжаем сматывать. Чем туже и ровнее получится клубок, тем меньше усилий придется потратить при валянии. Когда клубок готов, его нужно опустить в мыльный раствор до тех пор, пока он весь не пропитается. После этого начинаем катать шарик, как будто делаем его из пластилина. Готовый шар не должен изменять форму и мяться в руках. В конце шарик следует прополоскать и высушить [1, с. 70].
Используя заготовки «шар» и «жгут», соединяя их между собой с помощью клея, проволоки и ниток, можно изготовить множество разнообразных украшений: игрушки и броши, уникальные бусы и магнитики на холодильник.
Полотно, выполненное в технике «мокрого валяния».
На стол раскладывается шерсть отдельными плоскими прядками. Немаловажно, чтобы между волокнами шерсти не существовало просветов. Таким образом, выкладывается несколько слоев фона (чередуя горизонтальное и вертикальное направление волокон). На верхнем слое выкладывается изображение. Далее раскладка сбрызгивается мыльным раствором и накрывается сеткой. Затем наступает непосредственно процедура валяния. Все движения идут от центра к краям, слабо нажимая на сетку и постепенно увеличивая нажим. Когда шерсть прекратит липнуть к сетке и рукам, то можно снимать сетку и тереть уже само полотно. Готовое полотно – крепкое, плотное волокна шерсти не должны отделяться от самого полотна. В завершении его необходимо прополоскать, положить на ровную поверхность и просушить [1, с. 68].
Картины, выполненные в технике мокрого валяния, можно использовать для украшения интерьера, преподнести в качестве подарка на праздник, или же в дальнейшем использовать для своих игр.
В технике «мокрого валяния» можно делать подушки, броши, разнообразные украшения, аппликации, абажуры и игрушки. В качестве декоративных элементов можно использовать изящные красочные нити, пуговицы, и другие мелочи в зависимости от идеи.
Валяние из шерсти развивает мелкую моторику, творческое воображение, усидчивость, чувство формы и цвета. Работа с мягкой теплой шерстью хорошо воздействует на нервную систему, снимает стрессы, успокаивает, доставляет детям массу удовольствия!
Список литературы
Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. – 2008. – №2. – С. 68-73.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, – 2002. – С. 30-88.