«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок» – так говорил В.А. Сухомлинский.
Такие известные педагоги и психологи, как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и многие другие считали, что формирование творчески активной личности, способной нестандартно мыслить и принимать оригинальные решения, происходит еще в раннем детстве и является предпосылкой дальнейшего всестороннего развития человека и его изобразительной деятельности.
Так как каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, непохожий на вклад предыдущего поколения, для того, чтобы мир совершенствовался, чтобы совершались мировые открытия, необходимо воспитывать подрастающее поколение еще в раннем возрасте. Поэтому дошкольное учреждение должно способствовать формированию творческого мышления дошкольников, их нравственного и эстетического развития. Глубокому воздействию на мир ребёнка способствует народное искусство. Оно несёт в себе познавательную, эстетическую и нравственную ценность, хранит в себе опыт предшествующих поколений и является частью духовной культуры человечества. Народное творчество в виду своей особенности, которая заключается в эмоционально образном отображении реальности, оказывает позитивное воздействие на ребёнка, который «мыслит красками, ощущениями, формами и звуками» [2, с. 86].
Многие отечественные искусствоведы и исследователи детского творчества отмечали, что знакомство детей с произведениями декоративно-прикладного творчества формирует у детей первые яркие впечатления и представления о Родине, чувство патриотизма, и приобщает к миру прекрасного. Всем уже давно известно, что ребёнок тянется ко всему яркому и красочному. Народное искусство имеет важное воспитательное значение, о котором говорила в своих работах Н.П. Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем станковую скульптуру и большие полотна живописи, что помогает воспитателю в детском саду формировать у детей художественный вкус и руководить их изобразительным творчеством» [3, с.12]. Многие элементы произведений декоративно-прикладного творчества просты и доступны для изображения детям дошкольного возраста.
В настоящее время в детских садах и школах широко применяется на практике метод проектов, который рассматривается как способ построения образовательного процесса. Метод проектов – это метод достижения познавательной цели через детальное рассмотрение проблемы, по завершению которой должен получиться реальный педагогический результат.
В учебных проектах много положительных аспектов. Этот метод помогает формировать многие личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. Прежде всего, это имеет отношение к групповым или коллективным работам. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, способность брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. Необходимо ощущать себя членом команды: подчинять свой характер, нрав, темперамент и время интересам общего дела. Также участие в проектной деятельности дает такой опыт, который невозможно приобрести в других формах образования. У дошкольников старшей возрастной группы можно говорить о конкретной степени развития проектных умений. В процессе создания проекта деятельность дошкольника является коллективным творчеством воспитателя и дошкольников. Проектная деятельность детей в ДОУ организовывается воспитателями и базируется на проблеме, взятую из жизни, которая знакома и важна для ребёнка.
Большие возможности развития творческих способностей детей несёт в себе изобразительное искусство, в том числе рисование. Исследование детских рисунков говорит нам о том, что обучению мастерству рисования в дошкольных учреждениях уделяется крайне мало времени.
Обширным вместилищем информации по изобразительному творчеству для занятий с детьми является многогранное общенародное декоративное искусство, в узорах которого изображается элементы родной природы и культурного наследия, что в наше неспокойное время является актуальным.
Резьба по кости, металлу, дереву; роспись на посуде, керамике, вышивка разнообразными техниками, кружева – всё это составляет богатство народного творчества [1, с. 76].
В детских садах целесообразно иметь произведения декоративно-прикладного искусства, такие как, вазы, бочонки, стаканчики для карандашей, кукольную посуду и мебель, хохломские росписи по дереву и многие другие. Эти вещи необходимо показывать детям, концентрировать их любопытство на уникальность выстраивания различных орнаментов, узоров и цветовых сочетаний.
Особую ценность творения народного искусства имеет их применение, как доступного материала, на первых занятиях по знакомству с декоративным рисованием.
Для эффективного обучения дошкольников декоративному рисованию необходимо придерживаться следующих принципов:
обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного творчества;
обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края;
занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства;
обучение необходимо вести с применением подлинных предметов искусства;
взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
Процесс обучения предполагает ограниченную связь в формировании знаний, чувств и активного действия в форме собственной изобразительной деятельности [3, с. 20].
Занятия по декоративному рисованию начинаются уже со второй младшей группы. А уже со старшей группы вводится знакомство с Рязанской, Жбанниковской, Гриневской, Скопинской и другими видами игрушек из глины. Ребятам показывают и обучают росписи Городца, Хохломы, Палеха, Гжели. Старшие дошкольники уже ориентируются в разновидностях русского народного творчества по стилевым особенностям и приобретают знания о декоративной технике [3, с. 19].
Таким образом, чтобы успешно развивать проектные способности на занятиях декоративно-прикладным творчеством, необходимо использовать на занятиях наглядный материал, на основе которого воспитатель должен строить проектную деятельность своих воспитанников, организовывать их коллективное дело.
Список литературы
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество – М.:Просвещение, 2006. – 160с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (для занятий с детьми 2-7 лет). – М. : «Мозаика-Синтез», 2010. – 192 с.
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 64 с.