Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками

Кудинова Е.Э. 1
1 ФГБОУ ВО "Воронежский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При восприятии искусства дети испытывают своего рода эмоциональные переживания, которые воздействуют на их сознание. С течением времени первое, по большей части, неосознанное влечение к прекрасному превращается в потребность понимать искусство и ориентироваться в нем.

Восприятию картин у детей должны предшествовать наблюдения за природой, так как окружающая действительность помогает осознать красоту, созданную художником, открывает возможности колористки. И тогда, при работе над рисунком, ребенок сможет воссоздать необходимую цветовую гамму. Вторичные наблюдения, музыкальные произведения, художественное слово, будут не только накапливать впечатления, но и развивать образное видение, содействовать развитию художественного образа в рисунках.

Так как восприятие искусства формируется с течением времени, к произведениям, которые предназначаются для дошкольников, предъявляется ряд требований.

Рисунок должен быть четким, наиболее характерные признаки предмета такие, как форма, цвет, относительная величина частей, положение в пространстве, должны передаваться выразительно и ярко. Большая часть картин и иллюстраций для детей выполняется в цвете, так как он привлекает и радует их. Включение многообразности тона обеспечивает изображению всестороннюю полноту, формирует впечатление реальной жизни, что немало важно для эстетического воспитания ребенка. Также нельзя забывать, что, в связи с возрастным психическим развитием, не каждая картина или скульптура будут доступны детям: в них могут быть выражены непонятные для детей отношения или чувства. Однако даже младшие дошкольники готовы к восприятию рисунков, скульптур, выполненных линейно, с использованием одноцветного материала. Но при этом содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Понимание стилистики картины приходит со временем – от неосознанного, дифференцированного понимания к осмысленному, подкрепленному логическими связями с разными средствами образной выразительности [3, с. 284].

Исследователи полагают, что конкретно старшие дошкольники способны воспринимать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет. Также восприятию детей 5-7 лет подвластны картины бытового жанра и сюжетные картины.

Сюжетная картина привлекает старших дошкольников увлекательным содержанием; бытовой жанр – своей тематикой. При этом мальчикам интересны картины, имеющие спортивную, героическую тематику, девочкам – мир животных, явления природы.

При восприятии натюрморта, детям старшей группы интересны произведения, которые по своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Насыщенность, часто смелые цветовые сочетания, выстроенные на контрастах, «притягивают» детей.

Пейзажная живопись близка старшим дошкольникам благодаря наблюдениям за природой. Она оказывает на детей эстетическое и эмоциональное воздействие, что выражается в удивительных изменениях качественных психических характеристик. Дети обращают внимание на цвет и эмоционально реагируют на него, замечают, какие тона художник применяет в своем произведении, проявляют заинтересованность к изображениям явлений природы, колориту [2, с. 6].

В старшем дошкольном возрасте отношение детей к условности форм негативное. Они начинают постигать перспективу рисунка, то есть у них закрепилось отношение ближе – дальше, что отвечает за понимание уменьшения удаленного предмета. Именно поэтому дети, оценивая яркость красок, гармоничность подобранных цветов, объектов, их сочетаемость, выбирают «самую красивую» на их взгляд картину.

Скульптура, в свою очередь, принадлежит к пространственным видам изобразительного искусства, и знакомство с ней начинается с дошкольного возраста. С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, для демонстрации и анализа работ данного вида искусства рационально использовать скульптуру малых форм. К примеру, скульпторы-анималисты подчёркивают характеристики животного с психологической стороны, отражая его внутренний мир, либо стремятся выделить пластичность, декоративность форм. Такие скульптуры будут понятны детям 5-7 лет. Именно поэтому при рассмотрении скульптурных фигур старшие дошкольники отдают преимущество скульптуре, которая передает наиболее натуральный образ животного. Также для старших дошкольников наиболее доступно восприятие действия, которое выражено ясно и понятно. Поэтому при ознакомлении со скульптурой следует акцентировать внимание детей 5-7 лет на постановку фигур, характер движений, мимику лиц. Приоритетным является научить детей точно определять и называть характер изображенного действия.

В заключении можно сделать вывод, что детей старшего дошкольного возраста знакомят с различными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, которые разнообразны по идейному содержанию, и доступны для ребенка по средствам выразительности.

Список литературы

Сокольникова. Н.М., Ломов С.П. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства // Н.М.Сокольникова, С.П. Ломов. Спб: Астрель – 2009, 144с.

Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет// Е.В. Краснушкин. – М: Мозаика-Синтез – 2012, 112 с.

Гарапучик Е. В., Стрельбицкая И.А., Бокарева Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 284-286.

Просмотров работы: 42