ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лопатина Е.В. 1
1Борисоглебский филиал "Воронежский Государственный Университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков [1, с. 5].

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

На занятиях по изобразительной деятельности проводится фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения занятий не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у дошкольников удовлетворение от самого процесса рисования.

Нетрадиционное занятие – одна из форм организации обучения и воспитания дошкольников. В настоящее время педагоги по изобразительной деятельности, наряду с традиционными, активно используют нетрадиционные способы рисования для того, чтобы развить творческие способности детей. Применение нетрадиционных техник способствует накоплению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов и способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными. Искусство рисования – комплекс особых знаний, средств и приемов, с помощью которых появляется художественное произведение, владение материалами и инструментами, методами их использования. Ребенок, попав в учебное заведение, привлекается в плодотворную познавательно-изобретательную деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные методы и приемы вливается в исследование художественного навыка; с другой стороны, пробует себя в роли художника-создателя. Это требует от него творческого воображения и разумных действий, самостоятельности, решительности, умения применять опыт в новых условиях, своеобразие, ответственно относиться к собственной деятельности и деятельности ровесника, а также к получаемому результату. Применение нетрадиционных техник в обучении детей элементам и основным положениям изобразительного искусства, на мой взгляд, соответствует основной педагогической задаче: помогает организации эстетики окружающей ребенка среды, побуждению его творчества, подготовке к жизни в окружающем обществе.

Перечислим основные нетрадиционные методы обучения изобразительному искусству. Ассамбляж – это новейшее мастерство, данная техника аналогична с коллажем, однако в этом умении применяются крупные детали либо единые предметы, они собраны на плоскости полотна. Тут допускаются изысканные, великолепные добавления красками, а кроме того металлом, деревом, тканью и иными текстурами. Значимость ассамбляжа определена тем, то что в данном искусстве, равно как и в коллаже, воображение ребенка совершенно ничем не ограничено: возможно, применять сочетания наиболее разных материалов, расцветок, формировать всевозможные направления, осуществить всевозможные мечты и фантазии. Ребятам предоставляется широкий выбор тем: они могут изобразить свое домашнее животное или природу, которая их окружает. Обучение ассамбляжу предоставляет возможность детям трудиться в смешанной технике. В этой технике применяются разнообразные материалы – как естественные, так и искусственного происхождения, приветствуется любое смешение фактур и игра объема, зачастую используются художественные окраски.

Другой увлекательной нетрадиционной техникой, которая помогает освоить умения работы красками и кистью, является кляксография, которая может дать большое количество фантазий детскому воображению. Техника формирует умение передавать силуэтное изображение.

Кляксография воспитывает сопереживание – её с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить у ребенка глазомер и координацию, а также отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками и создать необычные образы», она очень проста, и используется при обучении основам изобразительной деятельности [3, с. 21].

Чаще всего берется плотный альбомный лист бумаги, разводится немного краски (акварель или гуашь) – до жидкого состояния. Далее делается капля – набирается краска в пипетку и капается в центр листа. В первом случае получатся цветные потеки, во втором – красочные брызги.

Затем начинаем дуть на кляксу из коктейльной трубочки – сверху, сбоку. Выдули первую кляксу – отложили лист в сторону. Посмотрели, на что она может быть похожа – дерево, кота, собаку. Затем выдули еще кляксу. И не забываем всегда рассматривать кляксу и фантазировать.

Так как бумаги уходит много, из листов вырезаем понравившиеся образы и создаем из них композицию, приклеив ее на отдельный лист.

Здесь в работу активно включается детская фантазия: обводка черной и серебряной гелиевыми ручками контуров угаданных образов. И, для оживления образа цветом, используем гуашь – это самая кропотливая и длительная часть работы над рисунком. Затем дорисовываем мелкие точки разноцветными фломастерами – они добавляют композиции уравновешенность.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить [2, с. 80].

Со временем, узнав и познав разнообразные нетрадиционные техники, ребенок усваивает разнообразные способы изображения уже знакомых предметов и явлений, совершенствуется его зрительное восприятие, закрепляются навыки рисования, создаются условия для свободного экспериментирования различными изобразительными материалами.

Однако, как показала практическая деятельность, применение нестандартных способов, приемов и техник рисования никак не решает абсолютно всех вопросов художественно-эстетического и творческого формирования детей. По этой причине, рационально применять их, скорее, как вспомогательные, а никак не основные способы и приемы работы с ребенком.

Список литературы

Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учеб. пособие для СПО / Т.С. Комарова, А. И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 96 с.

Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011 – 128 с.

Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 54 с.

Просмотров работы: 309