РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКА

Киселев В.С. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет" (Шуйский филиал ИвГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всех родителей волнует будущее своего ребенка, и они пытаются приложить как можно больше усилий, чтобы помочь с выбором будущей профессии. Жизненный опыт взрослых, имеющих представление о характере и способностях школьника, даёт возможность определить лучшие направления будущей деятельности. От правильно выбранного профессионального пути зависит, будет ли человек удовлетворен жизнью, его физическое здоровье и психологический комфорт. На принятие решений могут влиять мнения родителей, родственников, учителей, друзей, индивидуальные личностных характеристики ребенка, какие-то наблюдения за деятельностью других людей. А большой выбор предполагает и увеличение количества ошибочных вариантов.

В сети Интернет существует большое количество ресурсов, на которых можно получить информацию обо всех профессиях, возможностях и многом другом. Некоторые сайты вузов и других организаций имеют странички с информацией о проводимых конкурсах и олимпиадах, с профориентационными тестами и анкетами. Родители всегда могут помочь детям найти такие ресурсы и вместе с ними провести анализ полученной информации.

В непростом вопросе выбора вида деятельности есть смысл часть ответственности возложить на подростка. Ощущение, что выбор сделан самим ребенком, является хорошим стимулом для будущей хорошей учебы, которая будет для него более интересной. Это приведёт к более качественному усвоению учебного материала. С другой стороны, оставлять право выбора только за подростком опасно. Ограниченный жизненный опыт, слабое понимание выбираемой профессиональной деятельности, идеализация некоторых видов деятельности, неполное понимание разницы между должностью и профессией могут привести к смятению и ошибочному выбору. Задача взрослого, мягко и ненавязчиво дать совет, предложить несколько вариантов на выбор, запастись аргументами и подробно рассмотреть их вместе с подростком. Также необходимо помочь с выбором запасного варианта будущей профессии с учетом постоянных изменений на рынке труда. Не стоит пытаться реализовывать свои несбывшиеся мечты (стать врачом или учителем) за счёт своего ребёнка. В случае ошибочного выбора большая часть ответственности за последствия будет возложена на родителей. В таком случае это может привести к неудовлетворённости соей деятельности, а также к проблемам в отношениях с родителями.

Приведём ниже несколько критериев, которые могут повлиять на выбор школьником своей будущей профессии:

Желания школьника. К этому можно отнести то, где подросток хочет жить, какие приоритетные задачи ставит перед собой, какой образ жизни хочет вести и на какие средства.

Таланты и интересы. Это играет большую роль в выборе профессии. Успешное ведение любой деятельности напрямую зависит от индивидуальных способностей и талантов человека. Желание хорошо познать предмет или определенный вид деятельности – интересы. Очень хорошо, когда таланты и интересы совпадают. Желание школьника самостоятельно развивать какой-то навык позволяет стать более профессиональным в данном виде деятельности, а значит, в будущем этот счастливый человек будет заниматься любимым делом. Со стороны родителей необходимо во время увидеть таланты своего ребёнка и помогать развивать их.

Взгляд со стороны. Часто родителям и самому школьнику трудно определить успешные для себя сферы. Можно привлечь к обсуждению других родственников, педагогов и друзей. Они могут предложить такие идеи, которые даже не рассматривались.

Тестирование профориентации. Такие тесты проводятся в школе, близлежащими вузами и другими учреждениями, которые заинтересованы в качественных кадрах. Множество Интернет-ресурсов позволяет пройти их дистанционно. Это помогает правильно определить способности, призвания, интересы, тип характера. Полученные результаты помогут точнее определить выбор профессии.

Состояние здоровья. Существуют такие профессии, которые имеют противопоказания. Консультация врача поможет избежать незнания своих физических противопоказаний к некоторым видам деятельности. Неразумно выбирать профессию, которая приведет к ухудшению здоровья.

Плюсы и минусы. У каждой профессиональной деятельности есть преимущества и недостатки. Правильная оценка составляющих частей (условий, предмета, характера) поможет в дальнейшем избежать разочарований в выбранной профессии. Такую оценку каждой интересующей профессии можно провести, используя Интернет-технологии.

Существует большое количество кружков, секций и курсов, в том числе дистанционных для разных возрастных категорий. Правильно организованное родителями посещение детей таких мест с учётом интересов самого ребенка позволяет всесторонне развивать способности и личность в целом, находить сильные и слабые стороны в каждом виде деятельности. Также нужно стремиться заинтересовывать школьника в участии в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, стараться поощрять за какие-то достижения. Всё это будет неплохим стимулом развиваться дальше, позволит проще определиться со своей будущей профессиональной деятельностью и быть успешней.

Когда старшеклассники определились со своей будущей профессией, возникает не менее сложный выбор – выбор место получения профессии. В этом случае проблему помогут решить информационные технологии (базы данных образовательных учреждений, различные рейтинги, официальные сайты вузов, различные мониторинги системы образования). На этих ресурсах можно получить информацию об имеющихся направлениях подготовки, проценте трудоустройства выпускников по профессии, проходных баллах на интересующие образовательные программа и т.д.

Правильно выбранная, интересная, отвечающая призванию и способностям человека профессия подарит ощущение радости и морального удовлетворения на протяжении всего жизненного пути.

Просмотров работы: 13