Исследование уровеня использования дистанционных технологий в образовательном процессе вуза - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование уровеня использования дистанционных технологий в образовательном процессе вуза

Зубаков А.Ф. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе различные формы дистанционного обучения становятся все более популярны. В связи с ростом спроса на дистанционные курсы разрабатывались интернет-площадки, на которых они размещаются, например, Интуит, Универсариум, Лекториум, Stepik, Открытое образование и др. У каждой площадки имеется свой инструментарий и функционал, за счёт которого и определяется востребованность к данной образовательной площадке.

В рамках исследования в сфере дистанционного образования в нашем вузе был проведен опрос, в котором приняло участие 140 студентов с 1 по 5 курсы всех направлений. Опрос был нацелен на определение опыта дистанционного обучения у студентов нашего вуза. Основными вопросам являлись:

Приходилось ли Вам обучаться на массовых открытых онлайн-курсах(МООК)?

Рекомендуют ли преподаватели обращаться к онлайн-курсам в процессе обучения по дисциплинам?

Какие платформы МООК Вам известны?

Почему вы решили использовать МООК?

Как вы относитесь к дистанционной форме обучения?

Приходилось ли вам сдавать экзамен(тест) в режиме прокторинга?

Из статистики ответов на вопрос об опыте обучения на МООК, были получены следующие результаты (рис.1.). Большая часть опрошенных, знает о существовании массовых онлайн-курсов, но лишь 30% проходили обучение средствами МООК.

Рис.1. Обучение на МООК.

Ответы на вопрос "Рекомендуют ли преподаватели обращаться к онлайн-курсам в процессе обучения", позволяет нам оценить степень владения преподавателями базой знаний по своей дисциплине и при этом предлагают к ней обращаться при освоении дисциплины. Благодаря такому подходу, студентам предоставляется возможность охватить большее количество полезной информации. Результат опроса показал, что более 50% студентов, получают рекомендации от преподавателя связанных с обращением к онлайн-курсам.

Рис.2. Рекомендации преподавателя

В сети интернет существует множество платформ для организации МООК, к ним можно отнести Лекториум, Stepik, Coursera, Универсариум, Национальную платформу "Открытое образование", НОУ "Интуит" и др. В ходе нашего опроса (рис.3.), мы установили, что наибольшей известностью среди студентов пользуется НОУ "Интуит" - 62%, после идут платформы "Открытое образование" - 28,5%, и "Лекториум"-27,7%. НОУ "Интуит" это национальный открытый университет, в нем расположено огромное количество курсов по самым разным направлениям.

Рис.3. Известные платформы МООК.

Массовые образовательные онлайн курсы, по результатам опроса, является источником получения знаний(45,7%) и развития своих способностей(26,8%), но при этом около 30% опрошенных вовсе не использовали МООК для повышения уровня знаний, а 22,5% были по какой-то причине вынуждены или заставлены обратиться к МООК. (рис.4.)

Рис.4. Причина использования МООК

Не смотря на возможность получения знаний с помощью средств дистанционных технологий, 39,6% опрошенных считают "Учиться обычным способом интереснее, так как присутствует личное общение" и около 30% опрошенных относятся к дистанционному обучению как вспомогательной форме. Из данных результатов, можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения в некоторых случаях не способна полностью заменить традиционную форму обучения, и является в основном вспомогательным инструментом для организации образовательного процесса.

Рис.5. Отношение к дистанционной форме.

Прокторинг - это система верификации личности и подтверждение результатов прохождения онлайн-экзаменов. Данная система была разработана для сверки личности учащегося с веб-камеры, проверка присутствия учащегося перед камерой, фиксация попыток учащегося к списыванию. С помощью прокторинга все приближается к условиям реального очного экзамена, но при этом все происходит дистанционно. Из 140 опрошенных, только 23% студентов сдавали экзамен в режиме прокторинга. (рис.6.)

Рис.6. Сдача экзамена в режиме прокторинга.

В результате опроса, была определена позиция дистанционного обучения в вузе, а именно, большая часть студентов воспринимают дистанционную форму обучения как вспомогательный инструмент и склоняются больше к личному общению с преподавателями. НОУ "Интуит" является одним из популярных ресурсов, который используют в образовательном процессе. На данном ресурсе располагается огромное количество материала по различным дисциплинам от безопасности жизнедеятельности, до организации безопасности данных в сети интернет. На данном этапе дистанционное образование не способна полностью заменить очное общение с преподавателем, но при изучении отдельных курсов и дисциплин, данная форма является удобной и востребованной. МООК в свою очередь, позволяют охватывать значительно большую аудиторию чем обычные дистанционные курсы, но при этом организация таких курсов, требует большего затрат ресурсов.

Список литературы:

1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. №6. С. 150-155.

2. Травкин И.Ю. Неформальное образование в Интернет: от сетевых сообществ к массовым открытым онлайн-курсам // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. №2. С. 441-471

3. Технология Прокторинга. [Электронный ресурс] URL: https://proctoredu.ru/proctoring (Дата обращения: 25.12.2018)

Просмотров работы: 39