Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время тревожность – распространенный психологический феномен, который является чаще одним из симптомов неврозов и функционального психоза, а также пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. На этом фоне можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем каждый 2 человек будет иметь невроз, который образовался вследствие тревожности.
Проблема тревоги и тревожности – одна из центральных проблем настоящего времени, которое было признано и признается по сей день веком тревоги.
Словарь по психологии трактует нам следующее объяснение термина тревожность: «Тревожность – это психологическая особенность, которая является индивидуальной и проявляется в склонности индивида к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Обычно рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, которое обусловлено слабостью некоторых нервных процессов».
Тревожность так же имеет природную основу, которая складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Она порождается внутренними конфликтами, преимущественно характера самооценки. Данное определение предложил А. М. Прихожан. Он выделяет:
общую тревожность;
устойчивую тревожность, в какой либо сфере;
частную (межличностная или школьная) тревожность;
Также сюда он относит адекватную тревожность, которая является следствием отражения неблагополучия человека в той или иной определенной сфере, хотя конкретная ситуация, как правило, может не содержать угрозы.
Тревожность может явиться предвестником начинающегося невроза. Невроз – это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которое образуется вытесненное под влиянием моральных норм, правил и биологической потребности, а также его симптомом и механизмом развития
На данный момент проблему преодоления тревожности затрагивали выдающиеся психологи (Бондаренко С. М., Выготский Л. С., Гримак Л. П., Личко А. Е., Линдерман Х., Прокофьев И. П., Спиридонов Н. И. и др.). Учеными обозначено снятие отрицательных воздействий тревожности и устранения ее, как относительно устойчивого личностного образования.
Ученые дают разные возрастные рамки юношеского периода, И. Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20 – 23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет).
Юность – это время выбор жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей служба в армии.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Проявляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Если затрагивать эмоциональность, то она проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными факторами.
Также происходит существенная перестройка эмоциональной сферы. Проявляется самостоятельность, решительность, критичность, и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества грубости.
Изучая студента как личность, можно сказать, что это время характеризуется как перестройка наиболее активного нравственного и эстетического развития чувств, осуществляется определенная стабилизация характера и особенно важно в этом возрасте является овладение полным комплексом социальных ролей, которые имеет взрослый человек.
Студенческий возраст – период поздней юности или ранней зрелости, приходится на возрастную границу 17-25 лет. Это время поступления и обучение в ВУЗе, бывшие школьники стремятся поступить в высшее учебное заведение.
Главная социальная задача студенческого возраста - профессиональный выбор. Специальное образование является следующим этапом по отношению к общему образованию. Профессиональный выбор и выбор специального учебного заведения приводит к тому, что жизненные пути юношей и девушек разграничиваются. Расширяется диапазон общественно-политических интересов и степень ответственности.
Некоторые особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статуса молодого человека, занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и определение своего места в мире взрослых людей предполагает личностное и социальное самоопределение.
Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности личности, выбора жизненного пути.
Психика каждого человека по-разному реагирует на погружение в новые сферы деятельности, а так же, адаптацию к учебной деятельности. Разумеется последний критерий, как и любое социальное взаимодействие, сопровождается и тревогой, и агрессией. Однако следует помнить, что взаимодействие в рамках социальных институтов не является спонтанным или в полной мере свободным.
Особенности организации учебного процесса возлагают серьезные поведенческие ограничения (особенно в том случае, если дисциплина находится в числе приоритетов для руководства учебного заведения). Сталкиваясь с определенным лимитом своего поведения и серьезными требованиями, соблюдение которых позволяет продолжать образование, молодые люди испытывают определенный психологический дискомфорт, сопровождаемый, в том числе ростом тревожности.
Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую значимость оно приобретает в подростковом возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы, дальше уже не подросток, а юноша сталкивается с другой проблемой, какую роль он занимает в группе. На этом жизненном этапе у молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, появляются сомнения и тревоги.
Развитие личности, включенной в социальные группы, происходит в соответствии с характером, целям и требованиям общества. Опыт социального взаимодействия человек приобретает в группе как своеобразную модель общества. Этот процесс протекает с разной степенью успешности.