На сегодняшний день организации все чаще осуществляют расчеты с подотчетными лицами в безналичной форме. Развитие банковских технологий привело к созданию удобного платежного инструмента – корпоративных карт. Таким образом, использование корпоративных карт на предприятии упрощает процесс расчетов с подотчетными лицами, позволяя в тоже время контролировать все совершаемые операции.
С помощью корпоративной карты сотрудники могут получать наличные денежные средства, оплачивать расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории Российской Федерации, получать наличные деньги в иностранной валюте за пределами территории России, а также производить оплату командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории нашей страны.
Для оформления корпоративной карты необходимо:
Заключить с банком договор о выпуске и обслуживании корпоративных карт.
Приложить к договору список сотрудников предприятия, которые будут пользоваться картами, заявления сотрудников на выпуск карт и доверенности от предприятия на сотрудников – держателей карт.
Представить в банк документы, необходимые для открытия рублевого (валютного) карточного расчетного счета [3].
Организации могут открыть в банке следующие виды корпоративных карт:
дебетовая (карта будет пополняться средствами прежде, чем их можно будет расходовать);
кредитная (средства на карте предоставляются банком в пределах лимита);
дебетовая с овердрафтом (существует возможность расхода средств сверх дебетового остатка – как правило, тоже лимитированная) [5].
Какую карту выбрать – зависит от целей, для которых она выдается. Например, при оформлении карты на руководителя организации для использования в командировках, в том числе и зарубежных, целесообразно предусмотреть возможность расходования средств по кредиту или овердрафту. Если же карта выдается для регулярных мелких закупок в пределах бюджета, оптимальным вариантом может стать дебетовая карта с ежемесячным фиксированным пополнением.
После выбора корпоративных карт и заключения соглашения с банком для нормативного регулирования бухгалтерского учета корпоративных карт и контроля за деньгами необходимо внести необходимые элементы в учетную политику и разработать соответствующее положение в виде самостоятельного приложения к учетной политике. Помимо этого, во внутреннем документе организации, определяющим правила пользования электронными платежными средствами необходимо включить следующие элементы:
виды расходов средств;
лимит по операциям, а именно безналичные расчеты, наличные расчеты, ограничения в день, месяц;
сроки предоставления отчета за использование средств;
документы, которые необходимо приложить в отчету по использованию денежных средств;
ответственность и порядок взыскания средств в случае, если подотчетное лицо не отчиталось вовремя [4].
Для того, чтобы не создавать отдельный внутренний документ, все правила пользования корпоративной картой можно включить в положение, регулирующее порядок выдачи и использования подотчетных сумм.
Список сотрудников, имеющих право пользоваться корпоративными картами, определяется приказом или распоряжением руководителя. С работниками желательно подписать договоры о полной материальной ответственности. В этом случае работодатель сможет взыскать с работников недостающие средства по карте в полном объеме. При отсутствии договора максимальная сумма ущерба, подлежащего возмещению, не может превышать среднюю зарплату за месяц.
Денежные средства на корпоративной карте принадлежат предприятию и, соответственно, находятся в ее распоряжении. Следовательно, обязанность отчитываться у сотрудника организации возникает только тогда, когда он расплатился картой или снял наличные в банкомате [5].
По общему правилу использованные сотрудником средства с корпоративной карты рассматриваются как подотчетные суммы и порядок отчета за них аналогичный. Сотруднику следует:
Составить авансовый отчет об израсходованных суммах. Можно сделать это по стандартной форме АО-1, но можно и по форме, утвержденной внутри организации;
Приложить к отчету подтверждающие документы: чеки ККМ, накладные, акты и т.п.;
Представить отчет в бухгалтерию предприятия в порядке и в сроки, предусмотренные положением об использовании корпоративных карт.
Рассмотрим типовые проводки по операциям с корпоративными картами.
Пополнение корпоративной карты: Дебет 55 Кредит 51;
Для кредитной карты и овердрафта использование кредитных средств: Дебет 55 Кредит 66;
Оплата услуг или комиссия банка по карте: Дебет 91 Кредит 55;
Оплата сотрудником расходов корпоративной картой: Дебет 71 Кредит 55;
Принят к учету авансовый отчет и отражены расходы подотчетного лица: Дебет 10, 20, 25, 26, 44, 60, 76 Кредит 71;
Начисление процентов за пользование кредитными средствами (для кредитных карт и овердрафта): Дебет 91 Кредит 66;
Погашение кредита по кредитной карте: Дебет 66 Кредит 55 [3].
Необходимо отметить, что корпоративная карта не может быть использована для выплаты заработной платы и иных выплат социального характера.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что корпоративная выступает удобным безналичным инструментом платежей, осуществляемых подотчетными лицами. Она позволяет руководителю предприятия контролировать за тем, куда, когда и на что потрачены денежные средства предприятия сотрудником, поскольку все операции проводимые сотрудником отражаются на расчетном счете предприятия. Кроме того, формируется отчет по корпоративной карте, в котором отражены все расходы, которые были проведены за конкретный период.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Крайнова, И.М. Расчеты с подотчетными лицами: спорные вопросы в актуальных ситуациях/ И.М. Крайнова, Н.А. Савельева// Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 41. – С. 53-60.
БанковскаяКарта.ру – Режим доступа: http://bankovskayakarta.ru
Бухгалтерский и налоговый учет для чайников – Режим доступа:
http://online-buhuchet.ru/
Налог-налог.ру – налоговые новости и статьи – Режим доступа: https://nalog-nalog.ru
References
1. The labour code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-FZ (as amended on 03.07.2016) (Rev. and EXT., joined. in force from 01.01.2017).
2. Kraynova, I. M. Settlements with accountable persons: controversial issues in actual situations/ I. M. Kraynova, N. Ah. Savelyev / / Topical issues of modern science. - 2015. - №41. - P. 53-60.
3. Bank card.ru – access mode: http://bankovskayakarta.ru
4. Accounting and tax accounting – access mode: http://online-buhuchet.ru/
5. Tax-tax.ru-tax news and articles – access mode: https://nalog-nalog.ru