БУМАГА КАК ПЛАСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БУМАГА КАК ПЛАСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Кузнецова А.В. 1
1Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В работах многих выдающихся российских педагогов (Д.В. Куцакова, З.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой), которые изучали детское конструктивное творчество, складыванию из бумаги имеют большое значение. Согласно суждениям данных исследователей, конструирование из бумаги динамично влияет на развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста, и таким образом совершенствуется глазомер и сенсорная моторика в целом.

Сейчас подтверждено педагогами (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), то что конструирование из бумаги содействуют увеличению активности работы мозга и уравновешиванию деятельности обоих полушарий у ребенка дошкольного возраста, то что содействует повышению степени умственных способностей, формированию таких психических действий, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активируется творческое мышление, увеличивается его темп, гибкость, уникальность.

У ребенка с самого младшего возраста наблюдается заинтересованность к познанию мира путем изучения. Ему не терпится все пощупать, понять, попробовать, разорвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Взрослые неоднозначно реагируют на это природное стремление ребенка: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книжки.

И тут, практика и теория противоречат. Каждому хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «не разрушая ничего и не ломая». Такое стремление, как порвать, или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно продолжительный срок. Но если так важно помогать ребенку в развитии, почему нельзя использовать ту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? К тому же бумага – материал доступен каждому и является одним из пластических материалов, который подходит для детского конструированияж [5, с. 5].

Все данные наблюдения обязывают педагогов обратить внимание на формирование мелкой моторики пальцев рук. Сейчас в дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно популярным видом изобразительного творчества. В подобных упражнениях у ребенка развивается творческое мышление, нужное и в других видах работы дошкольника. Эта деятельность дает возможность детям взглянуть с другой точки зрения на обычный лист бумаги, увидеть в нем прекрасные возможности для реализации собственных планов. Любая деятельность должна доставлять ребёнку удовольствие и удовлетворение, ведь ребёнка больше всего радует, если ему удаётся осуществить поставленную задачу.

А это является немаловажным для становления ребенка как личности и для формирования его самооценки. С бумагой ребёнок знакомится ещё на первом году жизни, а возрасте 4–5 лет работа с бумагой усложняются и появляются новые техники, которыми ребенок не занимался раньше, важным становится научить ребенка конструированию из бумажного материала (листы бумаги, картон, коробки, спичечные коробки, картонные валики). Из бумаги можно сделать много интересных вещей, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных.

Работа с бумагой может быть разнообразной, например оригами – это тип творчества, который успокаивает нервную систему, делает лучше работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Кроме этого оригами развивает влюбленность к натуре, эстетический вкус, доброту и отзывчивость, удовлетворяет необходимость человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают ребенку в самовыражении, что приводит к тому, что даже наиболее закрытые и стеснительные дети целиком раскрепощаются [1, с. 12].

Декупаж – искусство декорирования разных объектов, основанная на присоединении рисунка, к объекту, а затем покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, прочности и особого зрительного эффекта. Регулярные занятия с ребенком техникой декупаж обеспечивает его всестороннее развитие и эффективную подготовку к обучению [1, с. 13].

Вытынанка – это вырезание из бумаги симметричных узоров и создание ажурных контуров. Достаточно давно вытынанку применяют для украшения дома. Узорчатыми полосками украшались окна, полочки, столы, иконы. Это техника очень интересна детям, она развивает точность и координацию движений, и воздействуют на высокоинтеллектуальное развитие. По большей части это занятие является своего рода хобби. Так же, при выполнении этой техники у ребенка развивается произвольность всех психических процессов и возрастает способность к обучению на основе яркого чувствительного самовыражения [1, с. 15].

Квиллинг (бумагокручение) – это техника изготовления цветов, животных и других поделок из бумажных лент. Техника этого произведения чем-то напоминает вологодские кружева. Благодаря этой техники у детей развиваются волевые качества, любознательность, фантазия, воображение, творческое, техническое и худоржественное мышление формируется исследовательская деятельность, а также формируется эмоциональное отношение к действительности и нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в жизни [1, с. 14].

Детское конструирование – это процесс расположения предметов либо деталей в определённом порядке для получения объекта. У детского конструирования есть использование готовых предметов на практике – получившиеся объекты ребёнок использует в игровой деятельности. Создание конструкций из бумаги (допустимо, с привлечением дополнительных материалов) является наиболее трудным, с ним дошкольники знакомятся в средней группе детского сада. Конструирование из бумаги подготавливает в ребёнке основу для становления технических способностей. Развивается зрительная наблюдательность: ребёнок различает в постройке разные геометрические формы. Активизируется пространственное и конструктивное мышление: ребёнок продумывает композицию работы, учится взаиморасполагать элементы для создания зрительного образа. Изготовление изделий, имеющих практическое предназначение, воспитывает в ребятах бережное и тёплое отношение к близким людям («Открытка для мамы») и природе («Кормушка для птиц»). Дошкольники учатся активному и положительному взаимодействию с воспитателем, одногруппниками и родителями. Процесс складывания и склеивания изделий из бумаги очень полезен для всеобщего развития детей, скажем, они знакомятся с разными геометрическими фигурами, учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, разделять целое на части, узнают много нового, что относится к геометрии и математике. Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные методы и приемы, дети учатся эстетически осознавать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности [3, с. 56].

В результате можно заключить, что в итоге обучения детей технике конструирования и моделирования из бумаги развиваются значимые умения, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества, в итоге этого у детей формируется самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта. Все это приводит к развитию у детей знаний и навыков по созданию новых подлинных изделий, способностей реализовывать собственные планы, находить нестандартные решения, осуществляя значительные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых методов действий. Это подтверждает возможность развития творчества на занятиях по конструированию и моделированию из бумаги.

Список литературы

Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 2009. – 256 с.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (для занятий с детьми 2-7 лет). – М.:«Мозаика-Синтез», 2006. – 192 с.

Никитина Анжелика, Поделки в детском саду. – М.: Каро, 2010. – 56 с.

Просмотров работы: 44