Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной игрушкой

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё,

что только входит в душу человека из внешнего мира»

К.Д. Ушинский

Одной из важнейших задач дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) является познавательное развитие детей дошкольного возраста, которое представляет собой целый комплекс, включающий в себя:

- во-первых, развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания);

-во-вторых, развитие познавательной активности;

-в-третьих, развитие познавательного интереса. Всё это способствует ребенку ориентироваться как в окружающем мире, так и в самом себе, регулировать свою деятельность [5, с. 60-63].

Наш научный интерес связан с развитием у детей младшего дошкольного возраста внимания, как очень важного познавательного процесса, который является условием успешного осуществления ребенком любой деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, коммуникативной и т.д.

В отечественной психологии проблема развития внимания рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (деятельностный подход), И.М. Сеченова и И.П. Павлова (физиологические основы внимания), М.Н. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (исследования внимания детей с учётом возрастных особенностей) и т.д. [2, с. 184 - 219].

Несмотря на то, что история изучения внимания насчитывает более века, до сих пор нет общепризнанной точки зрения на определения сущности данного понятия.

Одни ученые, например, П.Я. Гальперин, Р.С. Немов рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс, а Б. Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн и др. склонны считать его как качественную характеристику для других психических процессов (памяти, мышлению и т.д.).

В рамках нашего исследования мы придерживаемся первого подхода, и под вниманием детей будем понимать – самостоятельный психический познавательный процесс, который выражается в активной направленности и сосредоточенности сознания ребенка на определенных объектах или явлениях действительности при одновременном отвлечении от других в течение определенного периода времени.

Уровень успешности и продуктивность осуществления ребенком любой деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания, его свойств. А именно:

устойчивости, которая проявляется в способности сохранять внимание на предмете деятельности в течение определенного времени;

сосредоточенности, которая выражается в степени концентрированности внимания на одних объектах и отвлечения его от других;

переключаемости, которая проявляется в способности переносить внимание с одного объекта на другой, а так же скорости перехода от одного вида деятельности к другому;

распределения, которая представляет собойспособность удерживать внимание на нескольких объектах или одновременно выполнять два или более действий. 

объема, который определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек может воспринимать одновременно [1, с. 64].

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, в том числе и внимание.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка привлекают внешне интересные и яркие предметы, и выполняемые с ними действия, а также эмоциональные события. Оно, как правило, непроизвольное, т.е. возникает непреднамеренно, само собой. В возрасте 3-4 лет внимание у детей остается сосредоточенным до тех пор, пока не угас интерес к людям, игрушкам или действиям. Появление в поле зрения детей нового предмета вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом, легко отвлекаются, могут быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно от 6 до 15 минут. Также младшим дошкольникам сложно распределить свое внимание между несколькими предметами. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте [4, с. 415].

Таким образом, так как внимание является основой успешной деятельности дошкольников, а также способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада – необходимо организовывать специальную работу с младшими дошкольниками по развитию всех свойств внимания, по формированию его произвольности, которая происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

На наш взгляд одним из эффективных средств развития внимания у детей младшего дошкольного возраста может стать народная игрушка, т.к.:

во-первых, в последнее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении подрастающего поколения, что обусловлено социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики;

во-вторых, многовековой опыт народной педагогики и культуры, заложили в народную игрушку широкие педагогические функции: развивающую, игровую, развлекательную, эстетическую, коммуникативную и др.;

в-третьих, народная игрушка, с её чарующим миром ярких и живых образов, красочно, оригинальна по замыслу, доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, конкретное и лаконичное;

в-четвертых, народная игрушка помогает поддерживать у детей интерес к совместной деятельности, желание участвовать в ней; находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам.

Традиционно под народной игрушкой понимают синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства с театральными и музыкальными элементами [3, с. 155].

В практике воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста наиболее часто используют бабенковские, богородские, дымковские, семеновские и федосеевские игрушки, поскольку, в них ярко выражены национальные черты и они отличаются выразительностью образа, его условностью и обобщенностью, большой динамичностью и декоративностью. А так же в данных видах представлена вся типология народных игрушек: моторные, образные, театральные, игровые, звучащие, дидактические. Основой для изготовления вышеназванных игрушек всегда было дерево, самый безопасный и экологически чистый материал [6, с. 240].

Народная игрушка выступает для детей предметом забавы, развлечения, радости и в то же время важнейшим средством его всестороннего развития.

Таким образам, на наш взгляд, в рамках совместно-игровой деятельности, ознакомление с народной игрушкой может решать задачи на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

Баданина, Л.П. Познавательные процессы: курс лекций / Л.П. Баданина. - СПб.: РГПУ, 2002. - 64 с.

Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию: под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976. - С. 184-219.

Истоки русской народной культуры в детском саду/Авт.-сост. И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – 155 с.

Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства/ О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 415 с.

Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования / А.С. Микерина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - №12. – С. 60-63.

Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, М. Ю. Новицкая /методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2006. – 240 с.

Просмотров работы: 131