Теория коллектива А.С. Макаренко в работе современных воспитательных систем - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Теория коллектива А.С. Макаренко в работе современных воспитательных систем

Сумина Т.Г. 1, Белопашенцева А.С. 1, Лосинская Е.О. 1
1ФГАОУ ВО "РГППУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для Антона Семеновича Макаренко работа в колонии имениА.М. Горького и в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, в которых он проработал в течении 16 лет, стала местом, которое сыграло важную роль в формировании его педагогического опыта.

По поручению Полтавского губернского отдела народного образования в 1920 году А. С. Макаренко надлежало организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. В результате проделанных работ советский союз получил честных, трудящихся, дисциплинированных и добропорядочных советских граждан.

При формировании коллектива воспитанников, а также да после его формирования, педагогу пришлось приложить не мало усилий, что бы доказать то, что малолетние преступники ничем не отличаются от обычных детей, разве только тем, что у них изломанна судьба.

Для воспитаня в человеке лучших, более сильных и более интересноных качеств, Макаренко использовал важнейший принцип его педагогической системы – социальный гуманизм.

Антон Семенович Макаренко разработал теорию коллектива. Он писал:

«Коллектив – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения» [1].

Видя в каждом человеке индивидуальность, Антон Семенович считал, что личность человека может развиваться только в обществе. Главным вопросом советской педагогики было воспитание молодого поколения в духе коллективизма – советский человек немыслим вне общества.

Новая система воспитания А. С. Макаренко сделала прорыв в решении задачи воспитания человека и гражданина. Основная идея системы воспитания – воспитание человека происходит в коллективе и через те взаимодействия, в которые включается человек, работая в коллективе.

Конечно же, общность людей – группа воспитанников не сразу превращается ви коллектив

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Педагог стремиться сформировать коллектив т.е. социально-психологическую общность.

Вторая стадия – стабилизация коллектива. Коллектив учится самоорганизации и саморегуляции.

Третья стадия – расцвет коллектива. Товарищи имеют к себе больше требований нежели к остальным, имеют устойчивые взгляды, суждения. В таком коллективе может сформироваться здоровая личность. Основные первые признаки, индикаторы того, что уже группа является коллективом – наличие общего опыта у его участников, одинаковые оценки событий.

Четвёртая стадия – этап движения. Появляется потребность в выполнении нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Основная функция, которую выполняет коллектив – воспитывающая. Решая задачи достижения социально значимых целей, члены коллектива включаются в деятельность, которая позволяет создать условия для самоактуализации личности. В связи с этим в современный период развитие коллектива – важная задача в осуществлении воспитательной работы.

Однако условия для создания коллектива – организация совместной деятельности по достижению общественно значимых целей, с опорой на общие ценностные ориентации – задача не простая. Поиск социально значимых целей связан с формированием системы ценностей. Если в учебной группе есть общее в ценностных ориентациях обучающихся, поиск социально значимых целей осуществляется легче.

Коллектив – это своеобразная общность сверстников. «Нельзя представить себе коллектив, – писал А.С. Макаренко, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [43, с.298].

В современный период в образовательных организациях, в которых обучаются подростки и молодежь (в основном – среднее профессиональное и высшее образование), а также на предприятиях функционирует такая общность людей, как команда.

Рассмотрим основные функции и свойства команды как общности людей.

Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.

С.С. Фролов выделяет признаки команды [3]. Рассмотрим их:

команда состоит из двух человек или более;

члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей;

команда имеет свои индивидуальные качества, отличающие ее деятельность и поведение лт других общностей людей; индивидуальные качества команды не совпадают с индивидуальными качествами ее членов;

для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее – с другими командами и группами;

команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;

команда периодически анализирует свою деятельность и оценивает свою эффективность.

Большинство исследователей отмечают четыре ключевых признака команды: сотрудничество; неодинаковость задач, решаемых разными членами команды; ответственность за всю работу в целом; анализ того, что сделано.

Обычно цели, стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу существующих ограничений по времени и ресурсам, а также из-за невозможности овладеть одному члену команды всеми необходимыми знаниями и умениями. Данное положение наглядно подтверждают примеры спортивных команд и оркестров [3]. Можно утверждать, что выполнять проекты, требующие глубоких знаний, компетентности, предпочтительнее командой. Это позволяет распределить задачи между ее членами, что дает возможность, решить задачу в установленные жесткие сроки.

На практике часто смешивают понятия «группы» и «команды». Между ними имеются весьма существенные различия. В команде происходит усиление синергетического эффекта. В малых социальных группах он присутствует, но проявляется незначительно. Кроме того, в командах в значительно большей форме проявляются внутренняя взаимопривязанность, сотрудничество, преданность, навыки межличностного общения, согласованность, доверие; легче разрешаются конфликты; проще находится консенсус [4].

Существуют также существенные различия в понятиях «коллектива» и «команды». Коллектив – это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, на основе общности целей, принципов, сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых интересов.

При коллективной форме организации труда преобладает индивидуальная деятельность каждого человека, сотрудники далеко не всегда разделяют цели организации, не готовы принять коллективное решение. Коллективный труд основан на функционировании различных формальных и неформальных групп. По определению Шоу, группа – «это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на другие и одновременно находится под влиянием других лиц» [4]. Команда же представляет собой психологически и профессионально полноценный коллектив, в котором, как правило, представлены различные роли.

Члены команды, способны взаимообучаться, дополнять друг друга; процесс работы в команде дает синергетический эффект в большинстве случаев, улучшает качество принимаемых решений и результаты труда. Структура команды предполагает ограниченное число участников (7–9 человек) и четкое распределение ролей.

Таким образом, работая в команде, человек оказывается в психологически и профессионально комфортных условиях. В обычных же коллективах индивид вынужден встраиваться в существующую структуру (пирамиду, матрицу и т.д.), в которой отведенная ему должность не всегда соответствует психологическим потребностям, даже если она адекватна профессиональным навыкам. В команде, напротив, у сотрудника есть возможность занять свое место и наиболее полно реализовать потенциал.

Рассматривая далее понятия «группа», «коллектив», «команда», мы не можем не отметить, что это – понятия, имеющие и схожие, и различные черты. Однако их характеристики во многом опираются на теорию коллетива.

Наши рассуждения позволяют сделать следующие выводы. Теория коллектива является чрезвычайно важной составляющей педагогического наследия А.С. Макаренко, значимость которой для развития современного человека переоценить невозможно.

Воспитательные системы, работающие в организациях общего среднего, а также среднего профессионального и высшего образования осуществляют большцю работу по созданию педагогических условий для становления растущего человека в познании, для его социальноого и профессионального становления.

Для решения задач воспитания сегодня, как и почти сто лет назад, важнейшую роль может сыграть коллектив. Воспитательные системы современности работают над созданием и развитием коллектива, решая наитруднейшие задачи по формированию системы ценностных ориентаций у подростков и молодежи.

Однако общность людей под названием «Команда» является тоже чрезвычайно полезной для решения задач воспитания. К тому же, команда может быть меньше по численности, чем коллектив. Она может обладать достаточной мобильностью для решения как учебных задач, так и задач профессиональных. В коллективе может быть несколько команд, занимающихся разными проектами.

Какие бы мы ни решали задачи в воспитательной работе: реализация личностного и индивидуального подходов к обучению и воспитанию, обеспечение условий для самоактуализации личности, создание воспитывающей среды на основе формирования коллектива с оказанием поддержки развитию комндной работы – теория коллектива Антона Семеновича Макаренко по-прежнему является основой для решения самых актуальных задач воспитания.

Список литературы

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] // О воспитании детей в семье: Избранные педагогические сочинения /А. С. Макаренко; под ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1955. С. 197–311.

Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учебник для учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 198 с.

Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – С. 174.

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – С.723.

Просмотров работы: 6771