Судьба нашей страны – в руках образованных людей. Россия известна своими выдающимися учёными, политическими деятелями, педагогами, но мало кто придаёт значения тому, что немалая их часть – женщины.
Вместе с тем, сила женского разума и влияние женщин во многих сферах научно-политической жизни нашей Родины недооцениваются: женщины остаются в тени, их заслуги не привлекают такого внимания, как заслуги мужчин.
Уместно привести сравнение: мы остались одной ногой в прошлом, там, где женщина была лишь атрибутом семьи и быта. Тогда никто не воспринимал всерьёз то, что женщина может играть куда более значительную роль, чем ведение домашнего хозяйства.
Одной из ключевых причин такого отношения к женщине является проблема женского образования.
В XIII – XV веках, на Руси, создавались школы при монастырях для детей священников. Доступны они были лишь мальчикам [1].
В современной России обучение женщин в высших учебных заведениях стало обычным делом. Однако для этого женскому образованию пришлось преодолеть огромный путь, полный различных проблем и сложностей.
Рассмотрим этапы становления женского образования, начиная с Древней Руси.
Впервые о женском образовании России упоминается в XI веке. В то время княжна Анна Всеволодовна образовала первую в Европе школу для молодых девушек. В этой школе девушки обучались правописанию, ремёслам, пению, шитью, Закону Божьему.
Через сто лет подобное учебное заведение было образовано в Суздале. В дальнейшем образование не развивалось из-за частых нападений Золотой Орды, сильно замедляющих становление страны.
Вторая попытка введения женского образования была предпринята во времена правления Екатерины Великой в 1764 году. Она поручила это чрезвычайно важное задание деятелю российского Просвещения И. И. Бецкому. Он был глубоко убеждён, что существует необходимость создания закрытых учебных заведений, которые защищают воспитанников от дурного влияния простолюдинов. По проекту И.И. Бецкого обучение должно было начинаться в 5 – 6 лет и должно было длиться до 18-ти лет [2]. Обучать собирались девочек всех сословий (кроме крепостных крестьян).
Задание Екатерины Великой было выполнено. 24 апреля 1764 г. был открыт Смольный институт «Воспитательное общество благородных девиц» при Воскресном Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Целью этого учебного заведения являлась подготовка будущих «хранительниц домашнего очага» и гувернанток.
Это был важный шаг в становлении женского образования в России. Институт включал 4 возрастных группы, которые обучались в течение 12-ти лет. В процессе обучения девушки осваивали домоводство, рукоделие, а дополнялся курс знанием иностранных языков, в связи с принадлежностью к благородному сословию, и по причине возможной работы в качестве гувернантки.
Когда 1796 году на престол взошёл Павел I, Смольный институт продолжил развиваться под покровительством его жены Марии Фёдоровны Романовой [3].
Всего в девятнадцатом столетии было создано 30 подобных институтов. В 1858 году в Петербурге открылось первое в империи женское среднее учебное заведение – Мариинское женское училище для девушек из всех сословий.
Во второй половине XIX века у женщин начал формироваться интерес к получению высшего образования. В больших городах женщины создавали инициативные группы, для того чтобы добиться возможности получать высшее образование. У них это получилось: открылись Бестужевские и Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге.
С установлением советской власти система образования была реформирована [4]. Все виды образования стали доступными. Между женщинами и мужчинам установилось равноправие. Эта тенденция существует и по сей день. В настоящее время в университетах и других вузах обучается множество девушек, и абсолютно нормальным считается получение ими традиционно мужских специальностей. Женщины получают специальности врачей, геологов, агрономов, инженеров-конструкторов, летчиков. Они становятся учеными и даже космонавтами.
Следует обратить внимание на достижения образованных женщин.
Каких-то двести лет назад существовало мнение, что женщина не способна совершать гениальные открытия. Но со временем стало ясно, что женщина на самом деле может вершить великие дела с мужчинами на равных, а иногда даже лучше их.
Юлия Всеволодовна Лермонтова получила высшее образование в Германии и стала первой женщиной в России, получившей докторскую степень по химии. Работы Юлии Лермонтовой и ее деятельность оказали большое влияние на развитие нефтяной промышленности в нашей стране.
Софья Васильевна Ковалевская – первая в России женщина-профессор и первая женщина – профессор математики. Для того чтобы иметь возможность получить высшее образование, заключила фиктивный брак. Получила несколько престижных премий за рубежом.
Александра Андреевна Глаголева-Аркадьева – первая русская женщина-физик. Образование получила на физико-математическом факультете Московских высших женских курсов. Является создателем рентгеностереометра и излучателя электромагнитных волн [5].
Несмотря на такие яркие примеры, следует отметить, что отношение общества к образованным женщинам значительно не эволюционировало.
В наших школах по сей день существуют уроки раздельного труда, на которых девочки готовят и занимаются рукоделием, а мальчики стругают и пилят. Никто даже не допускает мысли о том, что девочке может быть не интересно шить и варить борщ, что, возможно, она хочет обучаться столярному мастерству вместе с мальчиками. Возможно, следует сделать несколько направлений в изучении дисциплины «Технология» и эти направления отнести к дисциплинам «по выбору», чтобы не допускать дискриминации.
Женщина до сих пор не имеет возможности стать главой государства, очень часто девушкам не удаётся получить престижную работу, в университетах на некоторые образовательные программы берут, в первую очередь, студентов мужского пола, и лишь потом – женского.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы женского образования и дальнейшей самореализации женщин актуальны по сей день.
Стоит поработать и над тем, чтобы женщины, наравне с мужчинами, могли занимать главенствующие должности, чтобы их голоса были услышаны.
Это может изменить к лучшему не только жизнь женщин, но и жизнь государства, потому что из-за подобной дискриминации мы теряем очень много талантливых политиков, руководителей, ученых и других ценных специалистов.
Список литературы:
История женского образования в России. [Электронный ресурс]Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii/
Н. Е. Зинченко Женское образование в России: исторический очерк / Н. Е. Зинченко – М.: Книга по Требованию, 2012. – 54 с
Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1890-1893. Кн. 1-2
Женское образование. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://medn.ru/statyi/zhenskoeobrazovanie.html
Женское образование. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Женское_образование
3