Исследование состояния малого предпринимательства СКФО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование состояния малого предпринимательства СКФО

Курбанова Л.С. 1
1ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе экономического развития России и ее регионов высоко значимым является ускоренное развитие малого предпринимательства. Малые формы бизнеса по своей специфике быстрее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, лучше способствуют развитию конкурентоспособной среды и эффективному использованию ресурсов, в большей мере обеспечивают рабочими местами миллионы людей, сглаживают социальную напряженность. В частности, это касается сферы услуг – одно из перспективных направлений российского бизнеса.

Развитие малого предпринимательства является необходимым условием успешного развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Органами государственной власти субъектов СКФО принимаются меры, которые имеют направленность на поиск эффективных решений по повышению и стимулированию конкурентоспособности предприятий малого бизнеса СКФО, вовлечению молодежи в предпринимательство, в том числе в инновационное предпринимательство [5].

Также ведется работа по развитию инвестиционной инфраструктуры, созданию индустриальных парков, центров поддержки и развития бизнеса, инструментов для ресурсного обеспечения малых предприятий – это региональные гарантийные фонды, фонды микрофинансирования.

По данным Росстата, на 1 января 2018 г. на территории СКФО числится 197,4 тыс. субъектов МСП. Количество малых и средних предприятий по сравнению с показателем 2016 года (199,2 тыс. единиц) снизилось на 1,7 тыс. единиц или менее, чем на 1%. По Российской Федерации количество субъектов МСП в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось на 19,0 тыс. единиц (0,4%) и на указанную дату составило 5 329,9 тыс. единиц [5].

В СКФО 75,4% от общего количества субъектов МСП являются индивидуальными предпринимателями, 24,4% относятся к категории малых предприятий, включая микропредприятия, доля которых в общем количестве субъектов МСП составляет 21,8%, и 0,2% – к средним предприятиям. Для сравнения по Российской Федерации структура субъектов МСП распределилась следующим образом: индивидуальные предприниматели занимают 48,1%, малые – 51,7%, включая микропредприятия, составляющие 46,9% общего количества субъектов МСП, и 0,3% – средние предприятия [5].

Региональные тенденции развития малого предпринимательства в сфере услуг в регионах Юга России, в частности в республике Дагестан, отличаются яркой спецификой. Республика Дагестан является самым многонациональным субъектом Российской Федерации. В ней проживают представители более 100 национальностей, из которых 30 являются коренными народами.

Республика обладает следующими конкурентными преимуществами:

1. Уникальное геостратегическое положение;

2. Компактное сочетание равнин, моря, предгорья и гор, насыщенных природными ресурсами развития;

3. Человеческие ресурсы: растущее здоровое население с лидерскими амбициями [2].

Дагестан является тем регионом, где сохраняется стабильная благоприятная демографическая ситуация. Каждый этнос, который проживает в республике, имеет свои особенности. В совокупности они формируют уникальный генофонд. Разнообразие ремесел, богатство материальной культуры свидетельствуют о трудолюбии и предпринимательских способностях жителей республики.

Исследование специфических особенностей национального бизнеса является важным инструментом в формировании современных подходов становления и развития малого предпринимательства СФКО. Чтобы государство могло помочь малому предпринимательству СКФО, оно обязано максимально учитывать его региональную специфику, которая состоит в том, что малый бизнес использует почти исключительно местные ресурсы, в частности минерально-сырьевые, природно-климатические, трудовые и материально-технические.

Малое предпринимательство в республиках Юга России обладает способностью быстро реагировать на конъюнктурные колебания рынка. Также оно использует традиционные родовые отношения, свойственные менталитету кавказских народов. Это обстоятельство благоприятствует развитию на Кавказе преимущественно семейных предприятий.

Характерной особенностью малого бизнеса в этом регионе является то, что наряду с принципиально новыми, инновационными секторами экономики здесь могут возникать направления развития, возрожденные на основе традиционных для тех или иных этносов видов хозяйственной деятельности, т. е. этноэкономики [3].

Существующие трудности малого предпринимательства связаны с дефицитом начального капитала и собственных оборотных средств; с высокой арендной платой; с проблемами получения банковских кредитов, с ограниченными возможностями по получению лизинговых услуг и т.д.

Малые формы предпринимательства в сфере услуг в условиях продолжающейся экономической депрессии республик способны сыграть роль важного социально-экономического стабилизатора [4]. Так, среди основных направлений развития этноэкономики выделяют:

– этнический туризм;

– народные промыслы и ремесла;

– переработка сельскохозяйственного сырья.

В сложных условиях нынешнего экономического развития республик Северного Кавказа этнической экономике определен ряд специфических функций: снять напряженность в сфере занятости населения; приостановить кризисные процессы; сохранить традиции и обычаи этносов и т. д. Для этого необходимо поэтапное включение институтов этнической экономики в систему рыночных отношений.

Список использованных источников

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Закон республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://docs.cntd.ru/document/412309398

Басиров М.Б. Малое и среднее предпринимательство в сфере услуг в специфических условиях Юга России. № 33, 2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа – https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-sfere-uslug-v-spetsificheskih-usloviyah-yuga-rossii

Корнекова С.Ю., Басиров М.Б. Этноэкономика республик Северного Кавказа как фактор развития сферы услуг. № 3, 2014г. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://cyberleninka.ru/article/n/etnoekonomika-respublik-severnogo-kavkaza-kak-faktor-razvitiya-sfery-uslug

Результаты мониторинга реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по итогам 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.minkavkaz.gov.ru/upload/iblock/a60/monitoring_msp_2016_2017.pdf

Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 13