Современный уровень развития техники и науки требует от человека прочных знаний в области математики. Вычислительные навыки играют важную роль в изучении данной науки. Если дать четкое определение вычислительным навыкам, то это высокая степень овладения вычислительными приемами.
Вычислительная культура составляет запас знаний и умений, присутствие которых необходимо в жизненных ситуациях. Также вычислительная культура является ядром изучения математики и других учебных дисциплин [8].
Вычислительная культура у обучающихся формируется на всех этапах изучения программы школьного курса математики. Но базовые знания закладываются еще в первые шесть лет обучения в школе. На ступени начального общего образования математика является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, первоначально логических и алгоритмических. В этот период они обучаются именно умению осознанно использовать законы математических операций, такие как сложение, умножение, вычитание, деление, возведение числа в степень и извлечение корня. В следующие годы, приобретенные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в ходе изучения смежных предметов [6].
Проанализировав Федеральный Государственный Образовательный Стандарт можно сделать вывод о том, что предметная область «Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика», предусматривает формирование вычислительных навыков, представленных в пунктах:
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат [7].
При формировании вычислительной культуры необходимо отчетливо представлять, какие умения и навыки у обучающихся нужно сформировать.
В целях того чтобы изучить умения, предусмотренные программой, обучающемуся достаточно иметь навык устно:
складывать и умножать однозначные числа;
прибавлять к двузначному числу однозначное;
вычитать из однозначного либо двузначного числа однозначное;
складывать однозначные числа;
складывать и вычитать двузначные числа;
делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком;
производить действия с дробными числами.
В письменных вычислениях данные числа, знаки арифметических операций, промежуточные и конечные итоги работы записываются в тетрадь. Поскольку качество записей оказывает значимое влияние на удачный результат вычисления, то обучающимся следует овладеть следующими навыками:
отчетливо писать математические символы;
цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий;
безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел [3].
Качество вычислительных умений обусловливается знанием алгоритмов и правил вычисления. Из-за этого степень овладения вычислительными умениями зависит от точности сформулированного правила и от понимания принципа его применения . Умение вырабатывается в ходе работы над целенаправленной системой упражнений. Необходимо дорабатывать владение некоторых вычислительных умений до навыков.
Вычислительные навыки различаются с умениями тем, что выполняются почти свободно и без контроля. Такой уровень владения умениями достигается в условиях целенаправленного формирования этих умений. Если обучающемуся понятен процесс вычисления его особенности, то образование вычислительных навыков ускоряется [1].
При формировании вычислительной культуры обучающиеся усваивают знания:
о сотрудничестве, при выполнении заданий в паре и в группе;
о контроле своей и чужой деятельности,
об осуществление пошагового и итогового контроля, используя разнообразные приёмы;
о моделировании условия задач,
о планировании собственной вычислительной деятельности, решении задачи;
об участии в проектной деятельности;
о выявлении зависимости между величинами, установлении аналогии и использовании наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач;
об ориентировании в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута оцениванием временных и денежных затрат.
Вычислитe навыки как один из видов навыков, которые в процессе обучения. Они в структуру деятельности и существуют в действиях, которые с помощью определенной операций. В от уровня овладения учебными действиями, оно как умение или навык, качествами, как , осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и [2].
Правильность – обучающийся находит арифметической над искомыми числами, то есть но выбирает и выполняет все операций, прием.
Осознанность – осознает, на основе знаний выбраны и установлен их выполнения. Это для него рода подтверждение выбора системы . Осознанность в том, что обучающийся в любой времени сможет то, как он решал пример и можно так .
Рациональность – обучающийся, с определенными критериями, т для предложенного примера рациональный , то есть выбирает те из операции, выполнение легче других и приводит к арифметического действия.
– обучающийся способен прием вычисления к числу , то есть он способен приобретенный прием на новые примеры.
(свернутость) – выделяет и осуществляет быстро и в сжатом , но всегда может вернуться к выбора операции.
Прочность – сохраняет сформированные вычислительные навыки на время.
уровни сформированности вычислительной культуры [10]:
1
Критерии уровней сформированности вычислительной культуры у обучающихся
Уровни/ критерии |
Средний |
||
Правильность |
Обучающийся находит результат действия над данными . |
Обучающийся допускает ошибки в операциях. |
Обучающийся неверно находит арифметического , т.е. не правильно выбирает и операции. |
Осознанность |
осознаёт, на основе знаний операции. Может решение примера. |
осознаёт на основе знаний операции, но не может объяснить, почему так, а не иначе. |
Обучающийся не порядок операций. |
Рациональность |
, сообразуясь с конкретными , выбирает для данного более приём. Может несколько приёмов и более рациональный . |
Обучающийся, с конкретными условиями, для данного случая рациональный приём, но в условиях знания не может. |
не может выбрать , выполнение которых приводит к арифметического действия. |
Обучающийся может приём вычисления к числу , то есть он способен приём вычисления на случаи. |
Обучающийся применить вычисления к большему случаев только в условиях. |
Обучающийся не применить вычисления к большему случаев. |
|
Автоматизм |
выделяет и выполняет быстро и в виде. |
Обучающийся не выполняет операции и в свёрнутом виде. |
медленно систему операций, каждый шаг своих . |
Прочность |
Обучающийся сформированные навыки на длительное . |
Обучающийся сохраняет вычислительные навыки на срок. |
не сохраняет сформированные навыки. |
Теоретической основой вычислитe приемов определения арифметических , свойства действий и , вытекающие из них. Полина Борисовна Ройтман, в своем пособии для учителей, выделяет шесть групп приемов в с их общей теоретической , предусмотренной действующей по математике для классов [9]
1. , теоретическая основа — конкретный смысл действий.
2. , теоретической основой служат свойства действий.
3. Приемы, основа которых — между и результатами арифметических .
4. Приемы, теоретическая основа изменение результатов действий в зависимости от одного из компонентов.
5. , теоретическая основа — вопросы чисел.
6. Приемы, основа которых — .
Все без исключения вычислительные построены на той или иной основе. К тому же в каждом обучающиеся осознают сам применения соответствующих положений, в основе вычислительных .
Как в , так и в устных применяются различные , алгоритмы и приемы. вычислительных навыков о система закрепления уже усвоенных вычислений.[4]
К 7 классу у обучающихся должны сформироваться вычислительные навыки такие, как:
умение выполнять все арифметический действия с натуральными числами
умение выполнять действия с десятичными ,
умение округлять числа до разряда,
знание о порядке действий при значения выражения,
умение сложение и вычитание с разными ,
умение выполнять умножение и дробей,
умение выполнять действия над десятичными и дробями,
умение коммутативный и ассоциативный сложения,
умение выполнять с отрицательными и положительными .
У обучающихся 7 класса развивается и закрепляется умение находить числовое значение выражения на все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Эта работа проводится как при изучении нового материала, так и при выполнении заданий вычислительного характера.
В седьмом классе вычислительные навыки школьников совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения.
вычислительных умений и - это процесс, его результативность от особенностей , его готовности и вычислительной .
Формировать вычислительную культуру обучающихся можно разными методами и способами, в том числе можно использовать и квест-технологию.
На этапе образования такие методы школьников, с всестороннему развитию , а не только прочных умений и [5].
При организации нужно на характер , предпочтение обучающим . вычислительные должны :
формулировок,
,
выявлением закономерностей и ,
различных (предметных, , ).
Это дает возможность во персональные , его опыт, предметно-действенное и и постепенно ребенка в мир , терминов и .
Список использованных источников
Лавлинская, Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – В.: Панорама, 2006. с.176.
Мельникова, Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся // Математика в школе.- 2001.- №18.- С. 9-14.
Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2.- С. 3-6.
Минаева, С. Формирование вычислительных умений в основной школе / Математика: прил. к газ. «Первое сентября».– 2006.– 16–31 янв. (№2). – с. 3–6.
Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун–тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002.– 224 с.
Седакова, В.И., Приемы устного счета на уроках математики/ Вестник ЧГПУ. – 2015.-№5, с 52-56.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Основного Образования, с 13-15
Костюченко А.А. Проблема формирования вычислительной культуры на уроках математики в начальной школе / Костюченко А.А.// ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» г.Омск.
Ройтман П.Б. и др. Повышение вычислительной культуры учащихся. М., Просвещение, 1991 г. 154 с.
Щукина. Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980 – 342с.