ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Еременков А.А. 1, Бурлака А.И. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время перед государством и профессиональными сообществами (педагогами, психологами, юристами) встала задача разработки системы мер, которая бы дала возможность, во-первых, эффективно обеспечить информационную безопасность школьников, и, во-вторых, использовать весь арсенал средств современной школьной педагогики для формирования у учащегося знаний умений и навыков в области компьютерной и информационной безопасности, включая навыки безопасной работы в сети Интернет [1].

Достаточно только перечислить хотя бы малую часть из тех рисков, которым подвержен ученик средней школы [4]:

1 Негативное эмоциональное состояние (тревога, страх);

2 Опасность киберзависимости (привыкание к сетевым играм, сервисам сети интернет);

3 Опасность проблем, связанных с сексуальным поведением (киберпедофилия);

4 Опасность поведения, связанного с риском для жизни или опасного для здоровья (употребление психотропных препаратов, суицидальное поведение);

5 Опасность кибербуллинга (травля в Сети).

Вопросы обеспечения информационной безопасности обучающихся являются одной из ключевых проблем школьников в современной России. По различным данным в России каждый день в глобальную сеть заходит более 80% всех детей, но при этом более 90% процентов сталкивалась с различными проблемами в сети интернет. Можно отметить несколько показательных сведений о пребывании российских детей в сети интернет:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 7 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 5 лет;

более 50% процентов детей просматривают сайты с нежелательным контентом;

более 60% посещает интернет с развлекательными целями либо для игр.

Процент увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты отличны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки. С 2014 по 2017 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов значительно выросло

Современные дети знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая компьютерным играм и мультфильмам.[5]

Материалы и методы исследования

Для подтверждения теоретических положений исследования была проведена опытно-исследовательская работа в БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского». В исследовании приняли участие 26 детей среднего школьного возраста (9А класс). Было проведено диагностическое изучение, с целью выявления исходного уровня компонентов, составляющих знание информационной безопасности детей среднего школьного возраста. В исследовании была использована методика О.И. Гордиенко и О.В. Кузнецова, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и позволяющая оценить уровень знаний учащихся в области информационной безопасности:

1)Тест – « Оценка уровня информационной безопасности школьников» ;

2)Тест –« Итернет: как избежать опасности» .

При анализе результатов, полученных при проведении данных исследований, мы можем констатировать факт того, что высоким уровнем знаний в области информационной безопасности обладают 15% учащихся (4 человека); средним уровнем знаний характеризуются 38% (10 человек), а самый больший процент учащихся - 46% (12 человек) обладают низким уровнем знания информационной безопасности.

Наглядно результаты, полученные при проведении эксперимента с использованием данной методики, можно увидеть на диаграмме: «Тест – Оценка уровня информационной безопасности школьников», представленной на рис.1

Рис. 1 Результаты теста – «Оценка уровня информационной безопасности школьников»

Анализируя результаты, полученные при проведении второго теста, мы видим, что высоким уровнем знания о том, как избежать опасности в интернете обладают лишь 15.39% учащихся (4 человека).

Средними знаниями о том, как избежать опасности в интернете, обладают 26.92% учащихся (7 человек), а самый больший процент учащихся, как и в предыдущем случае, - 57.69% (15 человек) обладают низким уровнем знаний об интернет безопасности.

Наглядно результаты, полученные при проведении тестирования представлены на рис.2.

По результатам тестирования можно сделать вывод о необходимости проведения формирующей внеклассной работы, которая была бы направлена на укрепление знаний учащихся в области информационной безопасности.

Рис. 2 Результаты теста – «Интернет: как избежать опасности»

На основании проведенного анализа, был составлена программа внеурочных занятий, в которую были включены такие темы, как: информация и информационная безопасность; действия с информацией; источники информации; интернет и его роль в жизни современного человека; средства обеспечения информационной безопасности; способы защиты от киберпреступников; влияние современных информационных технологий на современных школьников.

Заключение

В воспитании у школьника умения ненасильственно противостоять компьютерному многообразию опасностей, которые порождает Интернет в современном обществе, очень важное значение приобретают те знания, навыки и умения в области информационной безопасности которые он получает в ходе обучения в школе [2].

Правильно построенное обсуждение на уроках информатики, ОБЖ, классных часах технологических, правовых, психологических, нравственных, медицинских аспектов информационной безопасности вызывает интерес школьников, способствует формированию у них стремления осмыслить факторы риска, характер влияния этих факторов риска на человека и общество, получить представление о средствах и способах защиты, а также выработать собственное отношение к факторам риска информационного общества.

Внеурочные обсуждения проблем информационной безопасности направлено на формирование у школьников знаний о факторах риска и способах обеспечения информационной безопасности, убеждения о необходимости и возможности обеспечения информационной безопасности.

Учитывая то, что к старшим классам школьники уже имеют практический опыт компьютерных игр и использования ресурсов Интернета, такая воспитательная работа с учетом педагогических закономерностей является своевременной – она готовит учащихся к предстоящим встречам с информационными факторами риска. Совместная работа педагогов и родителей в этом направлении является необходимым условием коррекции негативных тенденций в развитии школьников, вызванных этими факторами риска. [6]

Положительному влиянию педагогического процесса на информационную безопасность школьников способствуют сведения о влиянии уровня информационной безопасности на возможности реализации актуальных потребностей, о деструктивных социальных группах, заинтересованных в негативном влиянии информационных технологий на человека, об экономической подоплеке аморальных и криминальных компьютерных игр [3].

Рекомендации, которые получает ученик в ходе этих занятий, касаются широкого круга практических вопросов безопасности: от выбора и приобретения компьютера, программного обеспечения, размещения компьютера в квартире, отношений родителей и детей при использовании компьютера, гигиенических требований к деятельности с использованием компьютера, до соотношения деструктивного и безопасного в общении с компьютером, способов уменьшения информационных рисков жизнедеятельности детей и т.д.

Формированию мотивации к информационной безопасности способствует предъявление сведений о путях обеспечения информационной безопасности авторитетным человеком (экспертом, работником правоохранительных органов, известным программистом).

Литература

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ. - https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения: 30.04.2018)

Артемов, А.В. Информационная безопасность : курс лекций / А.В.Артемов ; Межрегиональная Академия безопасности и выживания. - Орел : МАБИВ, 2014. - 257 с.

Гилева Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №4 (26). – С. 136-139.

Ловпаче Ф.Г. Психологические особенности Интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №2 (198). – С.91-96.

Прохорова, О.В. Информационная безопасность и защита информации: учебник / О.В.Прохорова . - Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2014. - 113 с.

Щербаков, А. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты : учебное пособие / А.Щербаков. - Москва : Книжный мир, 2009. - 352 с.

Просмотров работы: 262