Детская мультипликация в этико-эстетическом развитии и социализации дошкольника - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Детская мультипликация в этико-эстетическом развитии и социализации дошкольника

Григорьева Ю.К. 1, Чернобровкин В.А. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Важнейшим психолого-педагогическим аспектом художественного произведения является его этические характеристики. Каждое произведение несет определенный этический заряд, который воспринимается ребенком и влияет на его личностное развитие. В этическом развитии ребенка можно выделить две основные линии, в соответствии с двумя ведущими этическими категориям – мораль и нравственность. Напомним, что существо морали предполагает следование общепринятой норме (или образцу) поведения и оценку тех или иных действий с точки зрения конкретного образца. В отличие от этого, нравственность базируется не на образцах (что нужно, а что не нужно делать), а на отношении к другому как к самому себе, на переживании единства, т.е. на сопереживании, сорадовании, содействии и пр. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [1, с. 43].

ФГОС ДО определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Поэтому перед дошкольным образованием встал вопрос о том, какие средства необходимо использовать для решения поставленных задач, которые будут интересны и доступны для современного ребёнка [2].

Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной по большей части телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

- показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

- формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

- развивают эстетический вкус, чувство юмора;

- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Исследования психологов и искусствоведов утверждают, мультфильм - один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

Более того, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма [3].

Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли.

Детям свойственно копировать поведение окружающих, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.

Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (литература, живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного интеграционного искусства можно считать мультипликацию [4]. Мультфильм интегрирует в себе изобразительное и выразительное художественное творчество, поэтому так интересен становится детям. Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И.Иоффе, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский: «определенный тип конструкции…распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [5, с. 55].

Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического воздействия на детей дошкольного возраста.

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр. Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

Таким образом, полноценное использование всех средств художественно-эстетического развития детей, включая и мультипликацию, позитивно влияет на социализацию ребенка, повышает его этико-эстетическую воспитанность и образованность, а, в конечном итоге, и на уровень качества дошкольного образования, подтверждая значимость идеи современных ученых об усилении направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [6, с. 172].

Список использованных источников:

Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. - Магнитогорск, 2015. - 329 с.

Бурухина А.Ф Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ, 2012. №10 [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://tc-sfera.ru/multfilm-i-deti#modal-izi (Дата обращения 05.12.2018)

Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010 [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1306293/ (Дата обращения 05.12.2018)

Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2005 [Электронный ресурс] // «Национальный книжный центр – Режим доступа: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/d7e/sharohina_podg_st_pdf_a4.pdf (Дата обращения 05.12.2018)

Чернобровкин В.А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – Санкт-Петербург, 1999 – 155 с.

Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

Просмотров работы: 81