Для того чтобы широко раскрыть тему вероятностных игр (рис.1), обратимся к понятию вероятности. ВЕРОЯТНОСТЬ – показатель осуществимости тех или иных возможностей при определенных условиях.
(рис.1)
Под вероятностью случайного события в математике понимают меру возможности осуществления данного события в конкретных условиях эксперимента (испытания).
Рассмотрим некоторую конечную полную группу равновозможных элементарных событий (исходов) В1, В2, ..., Вn, т. е. совокупность всех единственно возможных, несовместных и вместе с тем равновозможных результатов некоторого испытания, причем пусть интересующее нас случайное событие А осуществляется тогда и только тогда, когда наступают некоторые из элементарных событий указанной полной группы. Пусть таких событий, благоприятствующих для события А, насчитывается т (естественно, т < п). Тогда вероятность события А определяют следующим образом:
Определение. Вероятностью Р(А) случайного события А называется отношение количества т элементарных событий, благо-препятствующих событию А, к общему количеству элементарных событий п:
Пример:найти вероятность того, что при извлечении наугад одного шара из корзины, в которой находятся 2 белых, 3 зеленых и 5 красных шаров, извлеченный шар окажется зеленым.
Решение: поскольку общее количество элементарных событий (исходов) для данного испытания образует полную группу из n=10 равновозможных событий (по общему количеству шаров в корзине), из которых только т = 3 элементарных события (по количеству зеленых шаров) являются благоприятствующими для интересующего нас события (обозначим это событие через А), по формуле получим:
Ответ: 0,3 - вероятность того, что при случайном извлечении одного шара из корзины, шар окажется зеленым.
Виды вероятностей
1.Геометрическая вероятность события A, являющегося подмножеством множества Ω точек на прямой или плоскости — это отношение площади фигуры A к площади всего множества Ω:
2.Классической вероятностью события A называют отношение числа m благоприятствующих этому событию исходов к общему числу n всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу
3.Вероятностью случайного события назовем предел, к которому стремится частота события при неограниченном увеличении числа испытаний:
В теории вероятностей исследуются закономерности, относящиеся к случайным событиям, величинам, процессам. Врачи редко задумываются, что постановка диагноза имеет вероятностный характер и, как остроумно замечено, лишь патологоанатомическое исследование может достоверно определить диагноз умершего человека.
Все понимают, что в жизни следует поступать так, чтобы шансы были наибольшими, хотя это и не даст полной гарантии успеха. Чтобы почувствовать вероятность и оценить шансы, лучше всего с вероятностями поиграть.
Разберем вероятностные игры на примерах.
Игра 1. Минное поле (к изучению геометрических вероятностей).
Играют в нее вдвоем. Каждый рисует на двух листочках по квадрату со стороной в 10 клеток. Под одним квадратом подписывает: “Минирую”, а под другим – “Перехожу”. Каждый игрок втайне от другого минирует соответствующий квадрат одной точкой, которую он ставит в любом месте квадрата. Потом берется заранее заготовленный след (площадь его примерно две клетки), вырезанный из картона, и изображает три следа на квадрате “Перехожу”. Шаги можно делать как угодно, важно, чтобы они полностью уместились в квадрате. Далее игроки открывают друг другу квадраты и смотрят, кто кого подорвал. Если точка-мина легла в след противника, значит, тот подорвался. Это легко проверяется на просвет – наложением одного квадрата на другой или, если квадрат “Минирую” изготовлен отдельно на кальке или полиэтилене(рис.2).
(рис.2)
Подсчитаем вероятность события А - подорваться. Так как S кв.=100 (клеток), Sсл.=2(клетки) , то
Итак, 3 шанса из 50 подорваться, и 47 шансов из 50 пройти благополучно по минному полю. Пошел бы ты через такое поле? Подведем общий результат по количеству “взрывов” в классе, сделаем вывод, что относительная частота события – подорваться меньше, как и теоретически рассчитанная вероятность того же события.
Прежде, чем мы познакомимся со следующей игрой, поговорим об играх справедливых и несправедливых.
Справедливая игра – это та игра, при которой в начале игры участники имеют равные шансы на выигрыш, то есть вероятности сделать ход у каждого игрока равны.
Несправедливая игра– это та, в которой у игроков неравные шансы на выигрыш.
Игра 2. Морской бой (к изучению геометрических вероятностей).
Как и в предыдущей игре, у каждого из двух игроков есть два одинаковых по размерам бумажных квадрата. Пусть сторона каждого квадрата составляет 10 клеток (рис.3). Игрок 1 на квадрате “Мои корабли” штрихует (занимает кораблями) 10 клеток, а игрок 2 штрихует на своем квадрате 20 клеток. Игрок 1 на квадрате “Мои цели” ставит точки в центре 30 клеток, которые он выбирает совершенно произвольно. Свои 30 точек ставит на своем квадрате “Мои цели” и игрок 2.
(рис.3)
Далее накладываем на просвет квадрат “Мои цели” 1-го игрока на квадрат “Мои корабли” 2-го игрока и подсчитываем число попаданий в корабли; обозначим это число через n1. Соответственно накладываем на просвет квадрат “Мои цели” 2-го игрока на квадрат “Мои корабли” 1-го игрока и тоже подсчитываем число попаданий – n2. Можно убедиться по результатам, что n1 приблизительно в 2 раза больше, чем n2 (легко сообразить, что вероятность попасть в корабли 2-го игрока в 2 раза больше вероятности попасть в корабли 1-го игрока, так как корабли 2-го игрока занимают в 2 раза больше клеток).
Игра 3. Игра – угадай-ка “Одинаковые или разные?” (к изучению классической вероятности).
Берутся три монетки на каждого ученика и бросаются им одновременно. Предлагается угадать число одинаковых сторон, которые при этом выпадут. Какие исходы возможны?
1 исход:все три стороны будут одинаковы;
2 исход: две стороны одинаковы, третья от них отличается.
Эти два исхода равновероятны? На что вы поставите?
Сначала каждый учащийся выдвигает гипотезу, выбирая один из исходов, а затем она проверяется практически и теоретически.
1.Практическая часть: каждый ученик выполняет 30 бросков трех монеток. При этом в 10 бросках каждый предлагает соседу угадать, какой из исходов наступит. Результаты заносятся в таблицу, которая состоит из двух столбцов: в первом фиксируются исходы с тремя одинаковыми сторонами, общее количество обозначим n1, во втором – с двумя одинаковыми сторонами, общее количество обозначим n2. Общее число исходов: N=30. По окончании эксперимента каждый ученик подсчитывает относительную частоту каждого из исходов по формулам:
Нетрудно убедиться, что , так как .
2.Теоретическая часть: для расчета вероятности каждого из исходов по формуле классической вероятности, можно использовать построение дерева возможных вариантов или комбинаторику.
1 способ: Дерево возможных вариантов (рис.4)
(рис.4)
n=8;
m1=2;
m2=6;
;
;
Отсюда следует, что P1 < P2 в 3 раза,поэтому вероятнее исход с двумя одинаковыми сторонами.
2 способ: по правилу произведения n3=23=8 (исходов)
1 исход:
2 исход:
Распределение исходов относительно орла или решки соответствует третьей строчке треугольника Паскаля: 1 3 3 1
.
Таким образом, изучив на примерах некоторые виды вероятностных игр, можно сделать вывод, что вероятность – это большой помощник в нахождении того или иного ответа. С помощью вероятности люди всегда ищут какой-либо шанс на удачу, но, как и в любой игре, предсказать исход невозможно, а попытаться найти вероятность – легко, нужно лишь только сделать это правильно, опираясь на достоверные источники.
Список использованных источников
1. Сережина И.Е. Игры с вероятностями. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018001689
2. Практические 2008-09 (Классическое определение вероятности случайного события). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6055012/page:3/
3. Геометрическая вероятность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.berdov.com/works/teorver/geometric_probability/
4. Учебник по теории вероятностей (1.2. Классическое определение вероятности). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.matburo.ru/tvbook_sub.php?p=par12