Изучение эмпатии студентов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изучение эмпатии студентов

Герасимова Т.А. 1, Иванова И.П. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важных проблем современного общества является проблема гуманизации отношений человека с окружающими людьми. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование и развитие духовной культуры личности. Неотъемлемой частью данного вида культуры является эмоциональная зрелость, способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другого. Ключевым условием данного процесса является эмпатия. На сегодняшний день актуальным является развитие эмпатийной личности, отличающейся гибкостью в общении, позитивным мышлением, способностью к децентрации и альтруистическому поведению.

Изучению эмпатии посвящено множество зарубежных и отечественных работ. В зарубежной психологии эмпатия понимается как внутренняя активность, результатом которой становится интуитивное понимание чувств другого, способность поставить себя на место другого, сопереживать ему (К. Роджерс, Д. Эберштейн, Д. Бэтсон, Дж. Иган и др). В отечественной психологии понимание феномена эмпатии оказывается в основном сходным с позициями зарубежных исследователей. Эмпатия рассматривается как способность к произвольной эмоциональной отзывчивости и вчувствованию в скрытый смысл слов и действий другого (В. В. Бойко, Н. Н. Обозов, И. М. Юсупов и др).

Несмотря на достаточную однозначность в понимании смысла феномена эмпатии как отечественными, так и зарубежными психологами, остается открытым вопрос о проблеме исследования и развития эмпатии в профессиональном становлении студента-психолога. Профессия «психолог» предъявляет к личности особые требования: понимать эмоциональное состояние клиента, уметь в отношениях с клиентом быть искренним, отражать и передавать переживаемые в настоящий момент чувства. Без практического овладения такой психической реальностью, как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной деятельности.

Проявить эмпатию по отношению к собеседнику – значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, испытать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, что дает возможность достижения эффективности в профессиональной психологической деятельности, что придает особую актуальность теме исследования.

Изучением эмпатии ученые занимаются уже достаточно долгое время. Существует множество определений и подходов к ее изучению. В данном параграфе будет дана характеристика понятия «эмпатия».

Д. Эберштейн указывает, что слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение [25].

С точки зрения К. В. Ягнюка, обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии. К настоящему времени эти проблемы разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии [26].

Большинство отечественных психологов не противопоставляют эмпатию как эмоцию интеллектуальному познанию. Эмпатия рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство (А. А. Бодалев [3], А. Г. Ковалев [11], Л. П. Стрелкова [22]). Специалисты, изучающие эмпатию, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия (Н. М. Саржвеладзе [20]).

Особый интерес представляют работы, в которых эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения (В.А. Петровский [16], В. В. Шпалинский [24], П. В. Симонов [21], П.М. Ершов [10]). В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Н. Н. Обозов [15]).

Н. Н. Обозов определяет эмпатию как отклик одной личности на переживания другой и считает, что без сопереживания, без оказания взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие. Автор обозначает три формы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и действенную. Эти формы эмпатии явились составляющими компонентами иерархической структурно-динамической модели эмпатии, которая включает объект (источник) и субъект эмпатии. Далее, автор описывает три компонента, соответствующих формам эмпатии.

В. И. Долгова указывает, что форма эмпатии зависит от типа межличностных отношений: при наличии привлекательности другого человека можно ожидать и большую величину эмпатии во всех ее формах. Эмпатия, таким образом, может иметь избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого другого человека, а только значимого (например, друга, супруга) [9].

А. А. Бодалев рассматривает эмпатию наряду с другими социально-психологическими механизмами (децентрацией, рефлексией, идентификацией) и считает, что эмпатия, аккумулируя в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другая личность, является выражением психологического принятия последней этим человеком.

В зарубежной психологии понятие «эмпатия» отмечено К. Роджерсом в контексте психолого-терапевтической работы консультанта с клиентом. Основоположник гуманистического направления писал: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». В своих дальнейших исследованиях автор пришел к выводу, что эмпатия – это не состояние, а процесс, одно из базовых условий личностного роста, особые взаимоотношения [18].

По мнению К. Роджерса, эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, сообщение своих впечатлений о внутреннем мире другого, обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. На таком понимании базируется клиент-центрированный подход в психотерапии, впоследствии pacпрoстраненный на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель. Эмпатия в представлении автора означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам едва осознает. Быть эмпатичным трудно, заключает автор. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким [18].

По мнению В. М. Вартанян, эмпатия – перцептивно-рефлекторная способность, определяющая возможность проникновения субъекта общения в индивидуальное своеобразие личности объекта общения и понимание при этом самого себя. Автор считает, что процесс формирования и становления способности к эмпатии не хаотичен. Существует ряд факторов, способствующих или препятствующих правильному восприятию и оценке людей. Одним из них является влияние индивидуально-типологических свойств личности: высокому уровню эмпатии соответствует высокий социометрический, эмоциональный и деловой статус личности в группе.

Эмпатия в юношеском возрасте имеет свои особенности, которые будут рассмотрены в данном параграфе.

По мнению Т. В. Власовой, юношество – переломный этап в жизни человека, которому необходимо зарекомендовать себя в группе, наладить конструктивные отношения с преподавателями. В данный период осуществляется активный поиск брачного партнера для создания семьи [7].

Е. Я. Басин отмечает, что в годы студенчества начинается формирование профессиональных навыков общения с людьми. Особенно значимо это для тех специальностей, которые относятся к сфере «человек-человек», поскольку в процессе профессиональной деятельности предстоит активно контактировать с окружающими людьми [2].

С. Н. Никишов и И. С. Осипова изучали психологические особенности эмпатии у студентов гуманитарных и инженерных специальностей и направлений подготовки. Исследователями было установлено, что большинство респондентов проявляют в собственной жизнедеятельности нормальный уровень эмпатийных тенденций (по методике исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова). Испытуемые умеют контролировать собственные эмоции, тактичны в общении, но между тем могут испытывать трудности в составлении прогнозов, касающихся развития отношений между людьми.

Студенты гуманитарных специальностей и направлений подготовки имеют в целом более высокий уровень развития эмпатии, чем студенты инженерных специальностей и направлений подготовки.

Уровень эмоционального интеллекта (по методике диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой) студентов можно охарактеризовать как средний. Между тем, низкие показатели по шкале «Осознание своих чувств и эмоций» имеют 20% респондентов, по шкале «Управление чувствами и эмоциями других людей» – 25% респондентов, по шкале «Осознание чувств и эмоций других людей» – 35% респондентов.

Альтруистические тенденции (методика, направленная на изучение уровня выраженности альтруистических и эгоистических тенденций в модификации О. Ф. Потемкиной) были зафиксированы только у 45% респондентов. Данные корреляционного исследования позволяют говорить о том, что чем выше уровень выраженности альтруистической тенденции, тем выше уровень эмпатии (r=0,5, Р=0,01) [14].

М. А. Рубцова в своем исследовании обнаружила взаимосвязь эмпатии и копинг-стратегий поведения в юношеском возрасте. Автором было установлено, что испытуемые с низким уровнем эмпатии статистически значимо (p≤0,01) превосходят испытуемых со средним уровнем эмпатии по таким параметрам, как: дистанцирование, поиск социальной поддержки, бегство-избегание, проблемно-ориентированная копинг-стратегия и проактивное преодоление. В свою очередь, испытуемые со средним уровнем эмпатии статистически значимо (p≤0,01) превосходят испытуемых с низким уровнем эмпатии по параметрам: планирование, принятие ответственности, положительная переоценка. По мнению автора, эмпатия в юношеском возрасте способствует развитию умения брать на себя ответственность, планировать свое поведение. Эмпатия является условием, необходимым для успешного осуществления процесса межличностного взаимодействия, личностного роста и важнейшим ресурсом преодоления стресса, формирования активных, продуктивных копинг-стратегиий [19].

Таким образом, период юности является важным этапом развития личности и развития эмпатийных способностей, поскольку без развитой эмпатии невозможно эффективное межличностное взаимодействие, которое является основой как личных (дружба, любовь), так и профессиональных (отношения с учебным коллективом и преподавателями) отношений

Список использованных источников:

Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Москва : Просвещение, 2010. – 191 с.

Долгова, В. И. Феномен эмпатии в психологических исследованиях / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Н. М. Петрова [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т 31. – с. 86–90

Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – Воронеж : МОДЭК, 2010. – 255 с.

Вартанян, В. М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук / В. М. Вартанян. – Ставрополь, 2012. – 172 с.

Юсупов, И. М. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии / И. М. Юсупов. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – с. 114.

Басин, Е. Я. Искусство и эмпатия / Е. Я. Басин. – Москва : Филологическое общество «Слово», 2010. – 294 c.

Власова, Т. В. Эмпатия: от психологии к феноменологии: учебное пособие / Т. В. Власова. – Владивосток, 2010. – 329 с.

Никишов, С. Н. Психологические особенности эмпатии у студентов / С. Н. Никишов, И. С. Осипова [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-empatii-u-studentov

Рубцова, М. О. Взаимосвязь эмпатии и копинг-стратегий поведения в юношеском возрасте / М. О. Рубцова [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – Режим доступа: https://sibac.info/conf/psych/v/35860

Саржвеладзе, Н. М. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. М. Саржвеладзе. – Москва : Лабиринт, 2014. – 305 с.

Эберштейн, Д. Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам / Д. Эберштейн. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 288 с.

Ягнюк, К. В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа . – 2013. – № 1. – с. 44–47.

Ковалев, А. Г. Психология литературного творчества / А. Г. Ковалев. – Москва : Просвещение, 2010. – 294 с.

Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. – Воронеж : МОДЭК, 2010. – 255 с.

Просмотров работы: 265