Изучение опыта индустриальных стран в области налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса в сфере услуг показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым предприятиям в сфере сервиса в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, постепенно увеличив объемы производства, такие компании переходят на более высокие ставки, при этом, чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей. Примером данного подхода является прогрессивное налогообложение прибыли предприятий в развитых странах.
В отличие от западных стран, в России не предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, что отрицательно сказывается на деятельности малых предприятий сферы сервиса. Кроме того, в России более низкий уровень налоговой культуры. По этой причине дополнительные льготы и снижение ставок в рамках упрощенного режима налогообложения не приводят к желаемому эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений).
В России в переходный период действовала прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, ставка варьировалась от 12% до 35%, в зависимости от размера дохода. Пропорциональная система налогообложения была введена в России в 2001 году. Основными целями такого перехода можно считать: снижение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения, вывод из тени значительной части доходов, сокращение дифференциации общества по доходам.
Однако же Россия на текущий момент по-прежнему остается страной с самым высоким уровнем расслоения общества по доходам.
Таблица – Доля доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, коэффициент Джинни и коэффициент фондов (децильный), 2013-2016
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Коэффициент Джинни (индекс концетрации доходов) |
0,419 |
0,416 |
0,413 |
0,413 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов, в разах) |
16,3 |
16,0 |
16,7 |
16,7 |
Источник: www.gks.ru. Официальный сайт государственной статистики РФ
При коэффициенте Джинни равном 0,2 – распределение доходов в обществе считается равномерным, свыше 0,42 ситуация считается неблагополучной. Анализ динамики показал, что доходы наиболее обеспеченных в 16-17 раз превышают доходы менее обеспеченных слоев населения. Обобщенный децильный коэффициент в странах Европейского союза равен 6 (наименьший - в скандинавских странах – около 4), в США – 15, в Японии – 6, в Северной Африке – 6 [3].
Неравенство в распределении доходов является важным экономическим показателем и характеристикой социального благополучия или неблагополучия в обществе. В государствах с прогрессивной шкалой налогообложения уровень собираемости налога достаточно высок. Федеральный бюджет этих государств в основном обеспечивается налогами, взимаемыми с граждан, получающих высокие доходы. Например, 4-10% граждан обеспечивает до 40-50% налоговых поступлений по данному налогу в бюджет страны. Для повышения собираемости налога установлены высокие штрафы за неполную и несвоевременную уплату налога.
Плоская шкала налогообложения доходов физических имеет слабый перераспределяющий эффект, в следствии чего реализация социальной функции налогов, заключающейся в перераспределении общественного дохода между различными социальными группами населения с целью сглаживания неравенства их доходов, возникающего в результате первичного распределения национального дохода по факторам производства, затруднена.
Таблица 2 – Ставки налогообложения доходов физических лиц
В 2016 году на обсуждение был представлен законопроект, направленный на реформирование НДФЛ. Были предложены дифференцированные ставки (Таблица 2) в зависимости от уровня годового дохода. При применении данных ставок прогнозируется увеличение налоговых поступлений по данному налогу в 2 раза, при том что группа населения со среднегодовым доходом не превышающим 180 тыс.руб./год (15 тыс.руб/мес.) будет полностью освобождена от уплаты налогов. Несмотря на весомое обоснование принятия законопроекта, основной целью которого является сокращение социального неравенства, проект был отклонён [4].
Тенденция увеличения дифференциации населения по доходам преобладает и на сегодняшний день, введение прогрессивной шкалы в сложившейся ситуации просто необходимо, во избежание приближения России к странам третьего мира. Однако стоит учитывать и отрицательные последствия перехода:
- повышение налоговой нагрузки может привести к сокрытию своих доходов высокообеспеченного населения, к уклонению от уплаты налогов). «В целом неуплата налогов несет в себе высокую общественную опасность, выражающуюся в причинении существенного ущерба государству. Недостаточное количество денежных средств в бюджете лишает правительство и субъекты Российской Федерации одного из наиболее важных инструментов управления, отрицательно влияет на социальную сферу, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность» [1];
- увеличению издержек на налоговое администрирование; усложнит процесс исчисления и уплаты данного налога (налогоплательщику придется самостоятельно декларировать свои доходы).
В марте 2018 года был подготовлен новый законопроект с предложением перехода к прогрессивной системе налогообложения физических лиц. Предусматривается введение следующих ставок налога.
Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода |
Налоговая ставка |
до 24 млн.руб (включительно) |
13% |
Свыше 24 млн.руб |
18% |
Таблица – Налоговые ставки
Концепция по применению повышенной ставки к большим доходам соответствует опыту практически всех развитых стран. Предельная ставка во Франции достигает 75%(!), в Скандинавских странах (с наименьшим уровнем дифференциации общества по доходам)-56,6%. Под действие данного законопроекта попадет небольшая группа налогоплательщиков (~20 тыс.чел), но с весомым объемом доходов. Введение налоговой ставки для данной категории привлечет рост собираемости налогов на 200 млрд.руб [2].
Законопроект на текущий момент рассматривается Государственной Думой РФ. Данный законопроект на сегодняшний день можно считать максимально оптимальным решением проблемы социального неравенства.
Во-первых, как заявлено в законопроекте, применение данных ставок позволит, в переспективе, достичь уровня децильного коэффициента 5-7; а коэффициент Джинни сократить до 0,2, что приведет к равномерному распределению доходов.
Во-вторых, повышение ставки на 5% для высокообеспеченного населения является не столь существенным, (по сравнению с зарубежным налогообложением), чтобы повлечь за собой уклонение от уплаты налогов. «К тому же, небольшое количество налогоплательщиков и крупные финансовые потоки нетрудно будет контролировать, что позволит налоговым органам легко адаптироваться к новому порядку администрирования данного налога» [5].
В-третьих, для большей части населения порядок налогообложения останется неизменным, налоговая нагрузка не будет увеличена, налог по-прежнему будет удерживаться работодателем, а значит порядок исчисления и уплаты налога так же не будет затруднен.
Хохлова Е.В., Аветисян А.Р., Поблема уклонения от уплаты налогов и ее причины// Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов.-2017.-С.6-9.
Электронный ресурс «Аналитический центр при правительстве РФ» [ww.ac.gov.ru]
Электронный ресурс «Федеральная служба государственной статистики» [www.gks.ru]
Законопроект №1148107-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроект №384276-7 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц»