Взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации к обучению - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации к обучению

Патрикеева В.А. 1, Иванова И.П. 1
1ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной работы обусловлена тем, что система образования в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ.

С целью успешного освоения образовательных программ в любом учебном заведении студентов распределяют в официальные группы. При этом немаловажное значение для успешной учебы имеет внутригрупповая атмосфера, сложившиеся в ней межличностные отношения.

Студенческий возраст представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (17-25 лет).

Период юности издавна считается подготовкой к взрослой жизни, в этом возрасте происходит интенсивная социализация, становление его интеллектуальной системы, повышение мотивационной сферы и развитие высших психических функции.

Сфера общения в юношеском возрасте имеет большое значение для развития личности, что выражено в высокой значимости, для юношей и девушек, именно качественных характеристик процесса коммуникации.

Взаимная доброжелательность, уважение членов группы друг другу, их групповая сплоченность способствуют более эффективной работе и учебе участников студенческого коллектива. Как правило, групповая форма деятельности в большей степени способствует формированию мотивации, чем индивидуальная.

Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Поступление в вуз активирует потребности обучающегося в познавательной сфере, стремление приобрести знания в выбранной им профессии.

В процессе обучения в высшем учебном учреждении учебно-познавательный мотив совершенствуется. Студент принимает участие в научно-исследовательской работе, применяя различные методы. Вместе с тем, происходит поиск путей повышения познавательной деятельности, что свидетельствует об организации умственного труда.

Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту с высшим образованием. Чтобы в будущем соответствовать им и стать высококвалифицированным специалистам, студент должен успешно усвоить программу вуза.

Документами, регламентирующими эти требования являются Закон РФ «Об образовании», закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина развития образования Российской Федерации, «Концепция модернизации российского образования".

В учебной деятельности студент выступает в качестве одного из субъектов процесса, который определяется через мотивацию достижения и познавательную мотивацию. Однако, чтобы определить место учебной деятельности в жизни студента, необходимо выявить его направленность личности, поставленные цели.

Отображение темы групповой сплоченности присутствуют в работах отечественных психологов, в которых сплоченность рассматривается в основном с позиции эмоционально-психологической привлекательности членов малых групп. Так, по мнению Н. В. Бахаревой, сплоченность группы определяется характером эмоциональных отношений в группе, наличием взаимных симпатий. С точки зрения А. С. Леонавичуса, «…чем выше степень общения работающих, тем более они сплочены в коллектив». В. И. Зацепин считает, что членов сплоченного коллектива отличает «взаимное уважение и дружеские взаимоотношения на основе общего положительно эмоционального отношения к выполняемому виду работ».

Другие ученые определяют групповую сплоченность, как ценностно-ориентационное единство. Этот феномен был изучен такими исследователями, как А. В. Петровский, А. И. Донцов, Р. С. Немов,

В. В. Шпалинский. По А. В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом»

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959), в другом случае – как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).

В отечественной социальной психологии мотивированность рассматривается в качестве одной из характеристик группы как коллективного субъекта, субъекта совместной деятельности (Журавлев, 1988). Мотивированность представляет собой активное, заинтересованное и действенное отношение к совместной деятельности. Она выражается в эмоциональном переживании потребности действовать вместе, а также в осознании необходимости совместной деятельности и увлеченном отношении к ней.

В учебной деятельности студент выступает в качестве одного из субъектов процесса, который определяется через мотивацию достижения и познавательную мотивацию. Однако, чтобы определить место учебной деятельности в жизни студента, необходимо выявить его направленность личности, поставленные цели.

Наличие у студентов направленности на разные стороны учебного труда, лежащей в основе различных учебных мотивов. Мотивация студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов.

Учебная мотивация студента зависит в первую очередь от его внутренней заинтересованности в выбранном пути. При осознанном выборе профессиональной специальности, на протяжении всего обучения в вузе, мотивы будут изменяться в положительную сторону.

Сформированная деятельность, внутригрупповое общение и взаимопонимание несет положительное влияние на развитие групповой сплоченности, также деятельность, производимая внутри группы, несомненно, зависит от уровня групповой сплоченности

Список использованной литературы:

Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : «Ось-89», 2009. – 224 с.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и спец. / И. А. Зимняя. – Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – Москва : Логос, 2005. – 383 с.

Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. — Санкт-Петербург : Питер, 2002 – 512 с.

Лисовский, В.Т. Социология молодежи : Учебное пособие. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. – 361 с.

Петровский, А. В. Общая психология. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва, 1976. – 479 с.

Просмотров работы: 294