ЭВТАНАЗИЯ (Дискуссионные вопросы ) - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭВТАНАЗИЯ (Дискуссионные вопросы )

Бабанов А.А. 1, Бушева А.А. 1
1Международный юридический институт (г. Иваново)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С развитием медицины и науки, в современном обществе вопрос о введении эвтаназии, как меры последней инстанции, стоит, как никогда, остро. При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать религиозный, правовой, а также морально-этический аспекты, так как, при легализации эвтаназии могут возникать определенные проблемы.

Впервые, термин «эвтаназия» употреблён учёным Фрэнсисом Бэконом в 16 веке для определения «лёгкой смерти», но популярность идеи эвтаназии возросла лишь в конце 20 века. Однако Клятва Гиппократа в её традиционной форме содержит запрет на содействие уходу из жизни: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...»1

Специалисты по этике А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян приводят ряд аргументов «за» и «против» эвтаназии, относящихся её допустимости или недопустимости. Аргументы «За»: «Жизнь есть благо, только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции – над отрицательными. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности. Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат».2

Аргументы «Против» выглядят следующим образом: «Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме. В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима».3

И правда, с точки зрения морали эвтаназия является недопустимой мерой. Также, не стоит забывать о религиозных воззрениях, воспринимающих данный вопрос крайне критично.

Основными религиями, представленными в России, являются, а также ислам и буддизм. В то же самое время, часть населения РФ – неверующие.4

Федеральный закон  «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России»5, из чего вытекает распространённость православия в Российской Федерации.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным христианам. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники.

Эвтаназию, можно рассматривать как завуалированную форму самоубийства, к коему христианские догмы относятся крайне отрицательно.  Самоубийство - это такой же грех, как и убийство. А убийство является нарушением шестой заповеди: «Не убий».

Исходя из вышесказанного, мы плавно приходим к вопросу «готово ли современное общество к легализации эвтаназии?» С морально-этической и религиозной точки зрения, эвтаназия недопустима, но не стоит забывать, что эвтаназия предстаёт предметом гуманности в отношении умирающего человека.

Также, важно учитывать правовую регламентацию данной процедуры.

Первопроходцем в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. С 1 апреля 2002 года эвтаназия в Нидерландах стала легальной. Также, эвтаназия была легализована в Бельгии, Канаде и США с рядом ограничений. Следует обратить внимание, что в Бельгии узаконена и детская эвтаназия. Аналогичное решение принято и в Нидерландах, однако законодатели этого государства, посчитали возможным легализацию к эвтаназии касательно только детей старше 12 лет. К сожалению, законодательное положение в Нидерландах получило свою практическую реализацию и зарегистрировано около 10 случаев детской эвтаназии.

В России же на эвтаназию, наоборот, существует жесткий императив, закрепленный статьёй 45 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»6, который определяет эвтаназию как ускорение смерти пациента по его просьбе. С точки зрения уголовного кодекса, эвтаназия признается преступлением, признаки и ответственность которого предусмотрены статьей 105 УК РФ.7

Идеи официально разрешить эвтаназию витают и в российском парламенте. В 2007 году был подготовлен законопроект, разрешающий эвтаназию, однако поддержки среди большинства парламентариев он не нашел. Кроме того, такая инициатива вызвала негативную реакцию в обществе, среди духовенства. Что свидетельствует об отрицательном отношении российских граждан к легализации, так называемой «добровольной смерти».

Тем не менее, на наш взгляд, решение о возможности узаконения эвтаназии должно быть продумано и разработан тщательный механизм реализации такой крайней меры, так как данное явление, в какой то мере является проявлением милосердия относительно лиц, жизнь которых безвозвратно уходит и помочь им, облегчить их страдания в реалиях, не представляется возможным. Несомненно, здесь есть риск злоупотребления данной процедурой, применение эвтаназии в мошеннических, безнравственных, корыстных целях. Поэтому, борьба с этими прецедентами, также нуждается в правовом регулировании и решение окончательное должно быть все таки за профессионалами – медицинскими работниками, которые должны дать заключение об отсутствии шансов на выздоровление и целесообразности применения такого добровольно-принудительного лишения жизни.

С учетом имеющейся практики реализации данного узаконенного способа «облегчения участи больного» в других государствах, можно сделать вывод, что эвтаназия, как юридический факт, рождает ряд прав и обязанностей для пациента и врача.

Врач обязан: удостовериться, что желание пациента о применении эвтаназии является добровольным и обдуманным; удостовериться, что пациент страдает от невыносимых болей или же диагноз его болезни не предполагает перспектив к выздоровлению либо же значительного улучшения; проинформировать пациента о его будущем состоянии, тем самым прогнозировать развитие клинической картины; обсудить ситуацию с пациентом и прийти к совместному решению, которое исключает альтернативу; провести консультацию минимум с одним врачом, который не имеет отношения к лечению пациента.

Пациент, в свою очередь:должен быть не младше 12 лет;решение о процедуре эвтаназии должно исходить исключительно от заинтересованного лица (в случае возраста пациента от 12 до 16 лет требуется также согласие опекунов или родителей);пациент должен предоставить документ, подтверждающий его дееспособность и вменяемость;проконсультироваться с врачами относительно перспективы выздоровления либо же облегчения боли;получить все консультации и рекомендации от лечащего врача;получить пакет разрешительных документов от лечащего врача.

Права же, представляют собой: право на отказ процедуры в любой момент, право на выбор врача для процедуры, право на всецело объёмный анализ состояния здоровья и прогноз развития заболевания

Соблюдая все эти требования, можно предупредить негативные, а точнее, нежелательные последствия при проведении процедуры.

На наш взгляд эвтаназия может быть введена только при чётком контроле государства и строгом соблюдении правовой регламентации процедуры. В случае введения данной процедуры, предлагаем внести изменение в ч.1 ст. 20 Конституции РФ «каждый имеет право на жизнь»8, а именно добавить возможность добровольного лишения жизни, как права.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета, N 237, 25.12.1993; Собрание законодательства РФ, 03.03.2014 г., N 9, ст. 851

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, Российская газета, N 255, 14.11.2018

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, N 263, 23.11.2011, Российская газета, N 171, 07.08.2018

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета, N 190, 01.10.1997, Российская газета, N 26, 07.02.2018.

Клятва Гиппократа. Медицинское право. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/VowHippocr.htm

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Эвтаназия // Этика. — М., Гардарики, 2000.  URL: http:// topuch.ru/ moskva/index29.html

ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, март 2010

Клятва Гиппократа. Медицинское право. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/VowHippocr.htm

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Эвтаназия // Этика. — М., Гардарики, 2000.  URL: http:// topuch.ru/ moskva/index29.html

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. тамже

ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, март 2010

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета, N 190, 01.10.1997, Российская газета, N 26, 07.02.2018

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета, N 263, 23.11.2011, Российская газета, N 171, 07.08.2018

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954, Российская газета, N 255, 14.11.2018

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета, N 237, 25.12.1993; Собрание законодательства РФ, 03.03.2014 г., N 9, ст. 851

Просмотров работы: 39