Понятие конфликта имеет большое количество толкований и определений и часто определяется как наиболее острый способ решения разногласий в процессе взаимодействия сторон, который возникает при отсутствии взаимного согласия между двумя сторонами и более. Сущность же конфликта скорее заключается не в зоне отсутствия взаимного согласия и не в столкновении интересов, а скорее в способе разрешения возникших противоречий.
Любая семья это союз двух сторон, которые в большинстве своем стремятся к рождению, социализации и воспитанию детей, в процессе чего неизбежно возникают разногласия, которые и приводят к конфликтам. Конфликты и различные трудности можно наблюдать в любой семье, однако, несмотря на множество проблем, в одних семьях предпочтение отдаётся мирному урегулированию столкновений, в иных же семьях ссоры возникают по пустякам и протекают болезненно [1, С. 177].
Воспитание ребенка происходит через взаимоотношения в семье. Его поведение и личные характеристики во многом определяются не только реальными условиями проживания в семье, но и восприятием мира и реальности всеми членами семьи, степенью активности. Любые отношения включают четыре вида взаимодействий таких как: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.
Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые взаимоотношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения авторитета, руководства, подчинения и пр. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры, внутри которой данная семья возникла и существует [2, С. 125].
Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании. Взаимоотношения в семье влияют на появление разных чувств, переживаний, на стиль общения родителей и детей, поведенческие стереотипы, практикуемые в этом общении.
Исследуя родительско-детские взаимоотношения, такие авторы, как Л.С.Выготский, Л.И. Божович, С. Холл и другие подчеркивают их непростой характер. В описанных ими исследованиях отмечается, что в процессе взаимодействия детей и их родителей происходит перестройка не только отношений ребенка к самому себе и к окружающему миру, но и перестройка отношений родителей к себе, а также к миру в целом. У ребенка происходит становление и развитие личности. При этом изменения могут происходить стремительно, и тогда неспособность быстро приспособится к меняющимся обстоятельствам приводит к конфликтам [3, С. 77].
Родительско-детские конфликты распространены в современном мире. Их наличие не зависит от благополучия и уровня образования, так как в основе лежат противоречия, которые могут иметь как негативное, так и позитивное влияние на семью и развитие ребенка [4].
Отечественные психологи Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук, О.В. Наконечная в своих исследованиях определяют виды психологических конфликтов, основанные на трех составляющих:
- связанные с психофизиологическими особенностями развития (особенности нервной системы),
- собственно психологические детерминанты, особенности личности (уровень самооценки, акцентуации характера),
- социальные детерминанты, включая факторы микро- и макросреды [5, С. 3].
Родителям при воспитании детей необходимо ориентироваться на возраст детей, учитывать особенности психического развития ребенка. Психологическая незрелость родителей может привести к обострению конфликтов вплоть до полного взаимного отчуждения.
Настоящие причины конфликта порой невозможно обнаружить из-за множества разных психологических аспектов. Первое – это то, что в большинстве конфликтах рациональное начало определить бывает крайне сложно из-за эмоционального фона. Второе – настоящие причины конфликта могут быть скрыты глубоко в подсознании и не всегда осознаются. Третье – причины конфликта бывает сложно уловить из-за цикличности, в которую зачастую втянуты родители и дети.
Опасность конфликта заключается в опасности разрушить отношения, в риске не преодолеть кризис, но следует помнить о позитивной роли противоречий, так как при правильно выстроенной тактике можно выйти на новый уровень развития отношений и обрести новые возможности.
Список литературы
Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/ Ф. Энгельс. – СПб: Азбука, 2009. – 256 с.
Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ/ И.С. Голод – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 2006. – 365 с.
Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пос./ И.В. Гребенников – М.: Просвещение, 2007. – 275 с.
Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2005. – 24 с.
Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: Знание, 2009. – 140 с.