ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ»

Чайников С.А. 1, Микулина К.А. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с приказом Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»» в 2016 году было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» [4]. С целью популяризации данного движения было принято решение о создании отрядов на базе общеобразовательных учреждений. В соответствии с нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», одними из основных задач подготовки юнармейцев являются: совершенствование физического развития, повышение уровня физической подготовленности, а одними из основных форм деятельности участников данного движения – сдача норм ВФСК ГТО, участие в спортивных мероприятиях. Для достижения высоких результатов в выше представленных формах деятельности необходим соответствующий уровень физической подготовленности [6].

В ходе анализа рабочих программ по подготовке Юнармейских отрядов, нами было выявлено, что теоретико-методическому обоснованию процесса физической подготовки Юнармейцев не уделяется должного внимания. Данный раздел подготовки либо отсутствует в программе, либо занимает наименьшую часть учебно-тренировочного процесса. В программах, в которых представлен раздел физической подготовки, учебно-тренировочный процесс направлен только на развитие общей и специальной выносливости. Упражнения для повышения уровня остальных физических качеств, так же как и упражнения, направленные на совершенствование техники выполнения различных двигательных действий, отсутствуют .

Мы предположили, что результатом этого может являться недостаточный уровень физической подготовленности участников Юнармейских отрядов. Для подтверждения данного предположения в марте 2018 года нами был организован и проведен констатирующий этап эксперимента на базе Юнармейского отряда «ЮНИОР» МБОУ СОШ № 45 г. Мурманска. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 Юнармейцев, из них 13 девочек и 17 мальчиков в возрасте 14-15 лет.

Для выявления уровня физической подготовленности испытуемых нами использовались следующие контрольные тесты: бег 30 м, бег 2000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон перед из положения стоя на гимнастической скамье, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, подъем туловища из положения лежа на спине.

Результаты тестирования позволили сделать вывод о недостаточном уровне физической подготовленности юнармейцев отряда «ЮНИОР» (табл.1).

Таблица 1

Уровень развития физических качеств у Юнармейцев на констатирующем этапе эксперимента

Контрольный норматив

Низкий

Средний

Высокий

Количество человек

Количество человек

Количество человек

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Бег 30 м (с)

17

13

-

-

-

-

Бег 2000 м (мин.)

16

11

1

2

-

-

Отжимания (раз)

8

8

8

5

1

-

Наклон вперед (см)

11

4

6

6

-

3

Челночный бег 3х10 (с)

3

7

4

5

10

1

Прыжок в длину (см)

4

5

11

7

2

1

Подъем туловища (раз)

16

12

1

1

-

-

Таким образом, в среднем 67% девочек и 63% мальчиков Юнармейского отряда имеют низкий уровень развития физических качеств. Средний уровень выявлен у 28% девочек и 26% мальчиков. И только 5% девочек и 11% мальчиков имеют высокий уровень развития физической подготовленности (рис. 1,2).

Рис.1. Уровень развития физических качеств у Юнармейцев (девочек) на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 2. Уровень развития физических качеств у Юнармейцев (мальчиков) на констатирующем этапе эксперимента

Данные констатирующего эксперимента подтвердили необходимость разработки раздела программы по физической подготовке Юнармейского отряда.

Результатом проделанной работы стало дополнение программы внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения по подготовке Юнармейского отряда разделом физической подготовки, включающего общую и специальную физическую подготовку.

Раздел по физической подготовке Юнармейцев направлен на гармоничное развитие Юнармейцев и включает в себя: упражнения, направленные на повышение уровня развития физических качеств; упражнения на совершенствование техники выполнения силовых и акробатических упражнений, упражнений в лазании, перелезании и переползании. Так же, данный раздел включает спортивные и подвижные игры разной интенсивности. Контрольный раздел программы также был дополнен контрольными испытаниями для определения уровня физической подготовленности Юнармейцев.

Апробация и выявление эффективности занятий по экспериментальному разделу физической подготовки проходила в течение четырех месяцев, с сентября по декабрь 2018 года.

Контрольный этап эксперимента проходил в декабре 2018 года. Во время подготовки и проведения учебно-тренировочных занятий индивидуально подбирались упражнения, и дозировалась нагрузка в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся. Результаты, полученные на данном этапе педагогического эксперимента, позволили выявить изменения в уровне физической подготовленности Юнармейцев (табл.2).

Таблица 2

Динамика уровня физической подготовленности участников Юнармейского отряда

Девочки

Уровень

Контрольный норматив

Бег

30 м

Бег 2000м

Сгибания-разгибания рук

Наклон вперед

Челночный бег 3х10

Прыжок в длину

Подъем туловища

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

Низкий

13

12

11

7

8

-

4

3

7

3

5

2

12

1

Средний

-

1

2

4

5

5

6

4

5

8

7

10

1

5

Высокий

-

-

-

2

-

8

3

6

1

2

1

1

-

7

Мальчики

Уровень

Контрольный норматив

Бег

30 м

Бег 2000м

Сгибания-разгибания рук

Наклон вперед

Челночный бег 3х10

Прыжок в длину

Подъем туловища

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

Низкий

17

17

16

14

8

6

11

7

3

2

4

2

16

12

Средний

-

-

1

1

8

7

6

8

4

3

11

11

1

2

Высокий

-

-

-

2

1

4

-

2

10

12

2

4

-

3

По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать следующие выводы: в среднем на 36% (с 67% до 31%) уменьшилось количество девочек Юнармейского отряда имеющих низкий уровень развития физических качеств, средний уровень повысился на 13%, составив 41%. Прирост показателей девочек, имеющих высокий уровень развития физических качеств составил 23% (рис.3).

Рис.3. Уровень развития физических качеств у Юнармейцев на контрольном этапе эксперимента (девочки)

Также, на контрольном этапе эксперимента выявлялась динамика уровня физической подготовленности мальчиков Юнармейского отряда.

Рис. 4. Уровень развития физических качеств у Юнармейцев на контрольном этапе эксперимента (мальчики)

В соответствии с результатами контрольного эксперимента можно утверждать следующее: в среднем 50% мальчиков Юнармейского отряда обладают низким уровнем развития физических качеств, 27% - средним и 23% мальчиков имеют высокий уровень развития физических качеств (рис. 4).

Для того чтобы сделать обоснованное заключение о влиянии учебно-тренировочных занятий по разработанному разделу программы на уровень физической подготовленности Юнармейского отряда использовались математико-статистическое методы исследования.

Достоверность различий результатов тестов по определению физической подготовленности Юнармейцев в ходе эксперимента определялась с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок (табл.3).

Таблица 3

Достоверность различий в результатах тестов физической подготовленности в ходе эксперимента (n=30)

Тест

Группа

n

x

у

d

t

p

1.

Бег 30м (с)

девочки

13

7,6

7,08

0,52

3,1

p<0,01

мальчики

17

6,7

6,4

0,3

6,5

p<0,01

2.

Бег 2000м (мин.)

девочки

13

12,2

11,7

0,5

1,5

p<0,05

мальчики

17

11,44

10,28

1,16

3,2

p<0,01

3

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

девочки

13

8,3

17,4

9,1

4,2

p<0,01

мальчики

17

22,4

30,8

8,4

3,5

p<0,01

4

Наклон вперед (см)

девочки

13

10,5

12,4

1,9

1,5

p >0,05

мальчики

17

4,5

6,7

2,2

6

p<0,01

5

Челночный бег 3х10 (с)

девочки

13

8,9

8,5

0,4

2,4

p >0,01

мальчики

17

6,6

6,8

0,2

7,6

p<0,01

6

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

девочки

13

161,1

164,9

3,8

1,2

p >0,05

мальчики

17

198

204

6,0

6,6

p<0,01

7

Подъем туловища из положения лежа на спине (раз)

девочки

13

24,9

43

18,1

8,6

p<0,01

мальчики

17

28,4

36,6

8,2

3,9

p<0,01

x – среднеарифметические величины (в %) в начале эксперимента;

у – среднеарифметические величины (в %) в конце эксперимента;

d - разница в показателях в ходе эксперимента;

t – критерий Стьюдента;

p – уровень значимости.

Математико-статистическая обработка результатов тестов в конце эксперимента позволила выявить, что в результате проведения тренировочных занятий по экспериментальному разделу физической подготовки у мальчиков во всех контрольных нормативах получен достоверный прирост показателей развития физических качеств (p<0,01).

Уровень физических качеств девочек Юнармейцев также повысился, однако различия в результатах контрольных нормативов не во всех тестах статистически достоверны.

Достоверные приросты результатов получены в тестах «Бег 30 м» (t=3,1, p<0,01), «Бег 2000 м» (t=1,5, p<0,05), «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу» (t=4,2, p<0,01) и «Подъем туловища из положения лежа на спине» (t=8,6, p<0,01).

Приросты показателей гибкости (тест «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», t=1,5, p >0,05), скоростно-силовых качеств (тест «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», t=1,2, p >0,05) и координации (тест «Челночный бег 3х10 м» t=2,4, p >0,01) находятся в зоне незначимости, таким образом, различия в этих тестах на данном этапе эксперимента статистически не достоверны.

Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности занятий по разработанному нами разделу программы по физической подготовке Юнармейцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Балашов, Р.В. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность [Текст]: / Р.В. Балашов, В.И. Лутовинов, И.В. Метлик, С.П. Поляков. – Москва, 2010. – 75с.;

О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Текст]: Положение [Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1508)] – М.: 2014. – 6с.;

О координации деятельности по развитию в Мурманской области Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» [Текст]: Приказ Министерства образования Мурманской области №2044 [от 11 ноября 2016года] – М.: 2016. – 3с.;

О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Текст]: Указ Президента Российской Федерации №536 [от 29 октября 2015 года] – М.: 2015. – 3с.;

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года] – М.: 2007. – 61с.;

Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» [Текст]: [Утвержден на заседании совета ВВПОД «ЮНАРМИЯ» 28 мая 2016] – М.: 2016. – 26с.;

Просмотров работы: 26