Медиация и психология: сходства и различия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Медиация и психология: сходства и различия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время неуклонно возрастает количество семейных конфликтов, которые в конечном итоге приводят к расторжению брака. Кроме того, люди довольно-таки часто оказываются не способны найти компромисс или договориться в ситуации, когда они даже не могут помыслить о том, чтобы начать обсуждать возникшую проблему. Следовательно, в настоящее время наблюдается взлет научных и практических дисциплин, ориентированных на выработку и применение инструментов разрешения конфликтов, например, таких, как медиация.

Медиация, выступающая как один из способов альтернативного урегулирования споров, является в своей сущности содействием третьей – независимой – стороны двум или более сторонам в поисках примирения спорной или конфликтной ситуации [1, с.316]. Практика медиации (или – шире – посредничества) не нова, и следы ее, а также техник, которые в ней применялись, можно отыскать во многих исторических и/или литературных источниках, например - в сказании о царе Соломоне «О блудницах», где сам царь предположительно выступал в роли медиатора. [2, с.129], однако медиация в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, была сформирована не только собственной историей, но и влиянием таких областей знаний, как психология, педагогика, право, история, философия, технологии переговоров, социология [3, c.70].

При этом, так как медиация в конечном итоге направлена на разрешение конфликта, т.е. строится вокруг отношений двух (или более) людей, то невозможно не заметить ее психологический базис. Так, Гришина Н.В. в своей статье называет такие психологические аспекты медиации, как ситуативный подход, который предполагает возможность трансформации отношений сторон, и – в его рамках – организацию диалогического взаимодействия участников конфликта как с друг с другом, так и с медиатором и даже организацию диалога с самим собой. Также Гришина Н.В. отмечает использование психологических техник в процедуре медиации – например, «нарративной медиации», где у каждой стороны в соответствии с нарративным подходом имеются свои собственные истинные нарративы, а конфликт представляется столкновением этих различающихся позиций. [4, с.277]

Береснева М.В. описывает несколько когнитивно-поведенческих техник, применяемых в медиации, чтобы прояснить установки участника конфликта и тем самым разрешить сам конфликт, – это шкалирование эмоций, моделирование и техника дискуссии с деструктивным убеждением клиента. Как можно заметить, все эти техники применяются также и в процессе психологического консультирования [5, c.261]. При этом Гордийчук Н.В. отмечает, что особое распространение техники психотерапии получают именно в семейной медиации, где возможно использование таких подходов, как теория семейных систем Боуэна, ненасильственную коммуникацию Розенберга или краткосрочную экзистенциальную терапию [6, с.18].

Однако медиация имеет несколько существенных отличий от психотерапии. Во-первых, медиаторы чаще всего занимаются конфликтами, которые имеют ярко выраженную юридическую направленность – и иногда даже дополняют юридическую процедуру (примером этому может служить медиация по направлению суда). Юридический характер медиативных процедур обеспечивает и наличие различных соглашений, подписываемых обеими сторонами конфликта, которые могут заключаться до и после проведения медиации и, опять же, могут иметь юридическую силу. Также разнятся и цели обращения: если обращение супружеской пары к психотерапевту чаще всего продиктовано стремлением сохранить отношения, то медиация, наоборот, является процессом, призванным облегчить расставание или развод. Соответственно, наблюдаются и различия в ориентированности работы: психотерапия чаще всего долгосрочна и ориентирована на прошлое, тогда как медиация обычно не занимает больше одной-двух сессий и нацелена на будущее. Отсюда вытекает и общее расхождение этих двух практик: первая нацелена на работу с взаимоотношениями и чувствами пары, вторая – на поиск решений конкретны вопросов [6, c.19].

Вместе с этим, Гришина Н.В. отмечает, что медиация, ориентированная на достижение соглашения, т.е. на изменение поведения, является более предпочтительной и более эффективной в плане разрешения конфликтных ситуаций по сравнению с попытками конфликтующих сторон сблизить свои представления и прийти к взаимопониманию [4, с.276].

Список литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта / Гришина Н.В. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

2. Афанасьева А.В., Ткачева Н.Н. Сказание о суде Соломона «О блудницах». Выступает ли царь Соломон в роли медиатора? / Афанасьева А.В., Ткачева Н.Н. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2013. – №15 – С. 126–130.

3. Цой Л. Н., Иванов О. Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия / Цой Л. Н., Иванов О. Б. // Власть. – 2016. – № 10. – С. 69–75.

4. Гришина Н.В. Психологические основания процесса медиации / Гришина Н. В. // Конфликтология. – 2014. – № S. – С. 275–277.

5. Береснева М.В. Когнитивно-поведенческие инструменты в медиации / Береснева Н.В. // Конфликтология. – 2014. – № S. – С. 260–262.

6. Гордийчук Н.В. Особенности семейной медиации при разводах / Гордийчук Н.В. // Психология и психотерапия семьи. – 2017. – №2. – С. 12–21.

Просмотров работы: 595