Категория представления в психологии - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Категория представления в психологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Восприятие и представление являются психическими процессами, изучением которых занимается общая психология [1]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что восприятия, с помощью которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. В дальнейшем они закрепляются и воспроизводятся в форме узнавания виденных нами предметов, например, воспоминания о том, что мы когда-то пережили. Чтобы человек узнал свойства предмета, ему важно сохранить знания о нем и иметь возможность перенести их в любую другую ситуацию, или же суметь восстановить эти знания в отсутствии предмета. Эту возможность дает воспроизведение, которое выступает в образе отсутствующего предмета [2].

Автор считает, что воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований – представлений, которые понимаются как воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В отличие от восприятия представление является образом, который, на основе предшествовавшего сенсорного воздействия, воспроизводится в его отсутствие.

Более глубоко определение представления раскрыл А.Г. Маклаков, рассматривая его как психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Автор выделил несколько типов представлений: представления памяти, которые возникают на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета, и представление воображения, которые формируются на основе полученной в прошлом информации [3].

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности человека. Они значимы не только для процессов памяти или воображения, но также важны для всех психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, также как и память, которая хранит информацию, и благодаря которой формируются представления.

«Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; представления – это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости представления бывает очень различной», – писал С.Л.Рубинштейн [2, С. 402].

Представления характеризуются наглядностью, фрагментарностью, неустойчивостью, обобщенностью

Если подвергнуть внимательному анализу стороны или черты предмета образа, то оказывается, что некоторые стороны, черты или части не появляются в представлении. Несмотря на это, общее представление об образе присутствует. Воспроизведенные образы памяти представления, являются одним из аспектов, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление.

Представление может быть нескольких видов: индивидуализированный образ воспоминания об однократной сцене так, как она предстала в один запоминающийся момент; образное представление, обобщенное знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам представляется в общем, вне зависимости от ситуации, в которой он воспринят. «Представление об определённом единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного содержания представления. Она требует уже определённой переработки. Эта переработка воспроизведённого образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия, которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности» [4].

В представлении некоторые черты отличаются частой неустойчивостью, изменчивостью, что вводит в представление ряд переменных. Благодаря этому, представление приобретает большие возможности для обобщенности представлений различных видов. Представление может быть обобщенным предметом не лица, а целого класса.

С.Л. Рубинштейн сделал краткий вывод из своих наблюдений, что представления могут обладать различной степенью общности. Они образуют целую ступенчатую иерархию всё более обобщенных представлений, которые одним концом переходят в понятия, а другим воспроизводят восприятия в их единичности [2].

Представления являются образами памяти лишь тогда, когда воспроизведенный образ-представление воспроизводит воспринятое отношение к нему. Представление функционирует в мышлении, тем самым приобретая новые черты. У людей представления отличаются по степени яркости, отчетливости, полноты, устойчивости и т.д. Также у одного человека представление может иметь различия в разных сенсорных областях.

Представление не бывает только слуховым или зрительным. Каждое представление включает в себя компоненты разных сенсорных сфер

С. Л. Рубинштейн писал: «Представление – изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности» [2, С. 510].

Подводя итог, хочется отметить, что представление занимает особое место среди психических познавательных процессов и является звеном между восприятием и памятью. Появление представления имеет большое значение для всей сознательной жизни человека. Яркое доказательство этому – творчество людей, у которых представление служит единственной наглядной основой деятельности.

Список литературы

Бубновская, О.В. Психология: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. – 216 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

Маклаков, А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с. – 219 с.

Немов Р. Кн. 1. Общие основы психологии Психология. – 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. – 930 c.

Просмотров работы: 901