ПАРАГРИПП-3: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПАРАГРИПП-3: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Бузулукина Н.Н. 1, Возгорькова Е.О. 1
1ВГАУ им. Императора Петра I
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Парагрипп-3 крупного рогатого скота – Paragrippus bovum – (ПГ-3, транспортная лихорадка КРС, параинфлюэнца-3) – острая контагиозная вирусная болезнь, характеризующаяся поражением органов дыхания у крупного рогатого скота. Впервые заболевание было описано в США Форлеем и Скотом в 1932 году, а вирус ПГ-3 впервые выделен Рейзенгером в 1959 году. Возбудитель – РНК-содержащий вирус семейства Paramixoviridae. Размер вириона составляет 150-250 нм. Вирус ПГ-3 не обладает высокой устойчивостью к воздействию физико-химических факторов. Так, он быстро разрушается под действием высокой температуры и УФ-излучения. Высокочувствителен к действию кислых сред с pH 3,4 и жирорастворителей [5,3].

Парагрипп-3 КРС представляет собой важную проблему, особенно для крупных откормочных хозяйств, поскольку является причиной экономических потерь, которые складываются из гибели телят, недополучения продукции от больных и переболевших животных[3].

Вирус ПГ-3 оказывает прямое воздействие на респираторный тракт животного. Вирионы внедряются в эпителиальные клетки слизистых оболочек носовой полости, где они быстро размножаются. Затем выделяются на поверхность слизистых оболочек, поступают в слизь, разрушают защитный барьер слизистой оболочки. Движение слизи и воздуха способствует распространению вирусных частиц по всей дыхательной системе с последующим инфицированием других эпителиальных клеток верхних дыхательных путей [5].

Источником инфекции являются больные телята, выделяющие вирус ПГ3 в острой стадии заболевания. Заражение телят происходит воздушнокапельным путем и, возможно, перорально, так как установлено выделение вируса с молоком и фекалиями[5]. К вирусу парагриппа-3 восприимчивы различные возрастные группы крупного рогатого скота, однако болезнь наиболее широко распространена среди телят в возрасте от 10 суток до 5-6 месяцев[3]. Диапазон проявления болезни разнообразен: от легких ринитов или бронхитов до тяжелой бронхопневмонии. Инкубационный период болезни длится 24-30 ч. Клинические признаки проявляются через 24-36 ч после введения вируса [5]. При осмотре животных у телят 20-дневного возраста и до 4 месяцев у отдельных животных отмечали клинические признаки респираторных инфекций: повышение температуры тела до 41– 42оС, снижение аппетита, появляется сухой кашель, истечения из носовой полости, нередко из глаз, Иногда диарея, пульс учащается до 120 ударов, а дыхание до 84 дыхательных движений в мин [8]. У животных наблюдается выраженное угнетение общего состояния, одышка, в ряде случаев хрипы в легких регистрируются до 12-14-го дня заболевания. Если нет осложнений, обусловленных бактериальной микрофлорой, через 2-3 недели наступает выздоровление [5].

У стельных коров инфекция может привести к внутриутробному заражению плода, абортам или рождению нежизнеспособных телят [3]. У отелившихся коров – наблюдают эндометриты, маститы, вагиниты. Отелившиеся от таких коров телята практически все переболевают пневмоэнтеритами с высокой степенью отхода[11].

Патологическая картина:

У больных животных отмечаются патологоанатомические изменения в органах дыхания: катаральное воспаление слизистой оболочки верхних дыхательных путей; в полостях носа и околоносовых пазухах, в просветах трахеи и бронхов обнаруживается серозный или серозно-гнойных экссудат. В брюшной и грудной полостях также может скапливаться серозный экссудат [5].

У павших животных трупное окоченение умеренно выражено. Трупы удовлетворительной упитанности. Кожа без повреждений, пониженной эластичности, волосяной покров тусклый. Имеются корочки подсыхания серозного экссудата в области крыльев носа. Видимые слизистые оболочки бледно-розового цвета с цианотичным оттенком. Подкожная клетчатка слабо выражена. Мышцы на разрезе умеренно влажные, красно-розового цвета [9]. Пораженные участки легких уплотнены. Цвет пораженного участка от сине-красного до серого. Поверхность разреза пораженных участков легких влажная, при надавливании отделяется большое количество мутной жидкости. Средостенные лимфоузлы отечны и пронизаны кровоизлияниями. Обильные точечные и пятнистые кровоизлияния находят в тимусе, на плевре, брюшине, эпикарде. На слизистой оболочке сычуга, кроме кровоизлияний, наблюдают также эрозии и язвы. Слизистая оболочка кишечника отечна и с кровоизлияниями [5].

При ПГ-3 у телят происходит преимущественное поражение легких, в других органах патологоанатомические изменения минимальны. Паренхиматозные органы, в частности селезенка и печень не увеличены, мало изменены [12].

Профилактика заболевания:

Профилактические мероприятия должны начинаться с создания колострального иммунитета у новорожденных телят. Уровень колостральных антител зависит от времени, когда теленок получил первую дозу молозива и от количества антител в молозиве [10]. У большинства телят, родившихся от больных матерей, обнаруживают вируснейтрализующие (ВН) антитела к некоторым вирусам еще до первой выпойки молозива, что свидетельствует об их внутриутробном заражении [6].

Широкая циркуляция вирусов среди здоровых животных заставила обратить внимание на феномен вирусоносительства, широко распространенного в природе. Обнаруженные антитела участвуют в нейтрализации вирусов в кровотоке, однако при хроническом течении процесса избыток антигенов приводит к поражению собственных клеток и тканей [7].

Переболевшие телята внешне кажутся здоровыми, но отстают в росте, развитии и долго кашляют. У животных старшего возраста болезнь протекает хронически. Эффективность противоэпизоотических и профилактических мероприятий во многом зависит от своевременной диагностики и достоверности полученных результатов, которая основывается на выявлении специфических антител в сыворотках крови инфицированных и переболевших животных. Парагрипп-3 представляет значительную проблему в ветеринарии еще и потому, что протекает со сходными клиническими признаками с другими респираторными инфекциями [12].

Для непосредственной профилактики парагриппа-3 указаны перспективные вакцины, которые обеспечат эффективной защитой плод животного, телят и взрослое поголовье [12].

Наиболее эффективным методом контроля ПГ-3 считается вакцинация. Живые вакцины способны индуцировать устойчивый и длительный иммунитет (до года), однако они не лишены недостатков. Молодняк можно иммунизировать этим типом вакцин после ослабления колострального иммунитета (обычно начиная с 3-месячнго возраста), поскольку полученные от матери антитела уничтожают вакцинный вирус, препятствуя формированию поствакцинального иммунитета.

Главное преимущество инактивированных вакцин состоит в их безопасности. Инактивированные вирусы гораздо реже вызывают нежелательные поствакцинальные реакции. Однако инактивированные вакцины против ПГ-3 обычно менее иммуногены и индуцируют иммунитет продолжительностью 6 месяцев [2].

Для профилактики парагриппа-3 применялись в Свердловской области вакцины «Комбовак-Р», Бовилис Бовипаст RSP (Интервет Интернешнл Б.В., Нидерланды), Хипрабовис-4 (Hiprabovis-4, Хипра, Испания – Laboratorios Hipra, Spain), которые содержат более широкий набор антигенов, что обеспечивает её эффективность против эпизоотических штаммов. Была доказана высокая эффективность комплексного применения указанных вакцин и иммуномодуляторов [10].

Уникальные качества Хипрабовис-4 позволили революционно упростить схему вакцинации и получить максимальный эффект:

•коров и нетелей можно иммунизировать на любой стадии стельности и охоты;

•телят вакцинируют с 4-недельного возраста (при обострении эпизоотической ситуации можно иммунизировать и в более раннем возрасте, так как колостральные антитела слабо влияют на иммуногенность инактивированных компонентов вакцины);

•Хипрабовис-4 можно одновременно иммунизировать всех животных стада, что сразу снижает давление инфекции и позволяет получить эффект в максимально короткие сроки;

•одноразовая вакцинация обеспечивает защиту животных всех возрастов от возбудителей ИРТ, ВД, ПГ-3 и РСИ;

•протективный иммунитет к вышеперечисленным вирусным инфекциям сохраняется у вакцинированных животных в течение одного года [2].

В г. Челябинске учеными проводились исследования препарата Гумин-Эко (ООО «Биогумус», г. Екатеринбург). Это комплексный препарат, который сочетает в себе все положительные свойства иммуномодулятора. Гумин-Эко повышает реактивность иммунокомпетентных клеток благодаря присутствию гуминовых кислот. Препарат выпаивали телятам с водой или молоком из расчета 0,2 г на кг живой массы один раз в течение месяца. Результаты исследования подтвердили благотворное влияние Гумин-Эко на биохимические показатели сыворотки крови телят. В опытной группе по сравнению с контрольной в течение всего периода опыта происходило существенное уменьшение содержания общего белка, повышение содержания альбуминов при неизменяющемся уровне гамма-глобулинов и снижение уровня аланинаминотрансферазы, что свидетельствует о нормализации функции печени. Количество глюкозы в крови опытных телят к концу опыта существенно увеличилось.

Гумин-Эко вызывает нормализацию гомеостаза, что будет благоприятно влиять на выработку иммунитета, формируя однородный и напряженный противовирусный иммунитет при острых респираторных вирусных инфекциях крупного рогатого скота [4].

Распространение заболевания:

Парагрипп-3 крупного рогатого скота широко распространен в Уральском регионе и занимает одно из ведущих мест в патологии респираторных органов. Величина экономического ущерба при данной патологии, складывающаяся из падежа телят, снижения мясной и молочной продуктивности, выбраковки животных, абортов, бесплодия огромна, а терапевтические меры борьбы с уже возникшим заболеванием малоэффективны.

В Свердловской области в сельскохозяйственных предприятиях было проведено исследование, устанавливающее этиологическую структуру болезней легких инфекционной этиологии. Серологическими исследованиями были установлены ассоциации, вызывающие болезни легких, в числе которых оказался парагрипп типа 3 (ПГ-3).

В Свердловской области ежегодно переболевают, по официальным данным ветеринарной отчетности болезнями легких в среднем более 85 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота. За 2002-2012 гг. было зарегистрировано 6897 случаев болезней легких с диагнозом инфекционной патологии, а по диагностическим материалам 857 случаев. Из этого количества 3,36% принадлежит ПГ-3 [10].

Щипицын А.Г., Басовой Н.Ю. и Пруцаков С.В. регистрировали в Краснодарском крае парагрипп-3 в большинстве скотоводческих хозяйствах до 90% и выше от числа исследованных животных разных возрастов. Аналогичные результаты получили в своих исследованиях А.С. Кашина, В.А. Мищенко и соавт.. Проведенные ими исследования телят на некоторых комплексах различных регионов России показали, что количество заболевших парагриппом – 3 животных составляло 81,9–90% от вновь поступивших животных [8].

Учеными было проведено изучения этиологической структуры респираторно-кишечных заболеваний скота в 22 хозяйствах Приволжского Федерального округа исследовали 797 проб сыворотки крови невакцинированных коров, нетелей и телят на наличие специфических антител к аденовирусам 1- и 2-й подгрупп, герпесвирусу типа I, вирусам ПГ-3 и ВД-БС, парвo- и реовирусам крупного рогатого скота. Для исследования парагриппа-3 использовали набор для диагностики ПГ-3 крупного рогатого скота в РТГА. По результатам исследований из неблагополучных хозяйств Республик Татарстан, Марий-Эл, Мордовия, Чувашской Республики, а также Нижегородской и Ульяновской областей, установили значительное количество серопозитивных животных к вирусу ПГ-3 (69,3 %) [1].

Наличие антител к вирусу парагриппа-3 (ПГ-3) определяли ученые в Республике Бурятии в 1050 пробах сывороток крови крупного рогатого скота симментальской породы с помощью РТГА и РНГА (реакция торможения гемагглютинации и реакция непрямой гемагглютинации соответственно). Возраст исследованного молодняка составил 2 – 6 месяцев. Выявление антигенов вирусов в мазках-отпечатках из верхних дыхательных путей телят проводили с помощью иммунофлуоресцентной микроскопии [7].

По результатам исследования отмечается широкая циркуляция вируса ПГ-3 среди крупного рогатого скота в хозяйствах Республики Бурятии независимо от клинического состояния животных. По уровню антителоносительства к вирусу ПГ-3 у животных разного возраста имеются различия. Из 1050 коров положительно реагировали 626 (59,6%) животных. Из 600 проб сывороток крови телят положительная реакция установлена в 286 случаях (47,6%) [7].

Рядом авторов были проведены исследования в Чуйской области, в результате которых были изучены 30 проб сыворотки крови телят, полученных от невакцинированных животных, из трех хозяйств. В этих хозяйствах встречались животные, отстающие в росте, со слезотечением и истечением из носа. У некоторых животных наблюдались кашель, диарея и затрудненное дыхание. Были исследованы парные сыворотки крови методом иммуноферментного анализа. В ходе проведенного серомониторинга в парных сыворотках крови телят были выявлены специфические антитела к возбудителю парагриппа-3 (ПГ-3) – в 70% исследуемых проб [12].

Результаты литературного обзора свидетельствуют о широком распространении парагриппа 3 среди поголовья животных в различных регионах Российской Федерации и граничащих с ней государств. Данное заболевание наносит значительный экономический ущерб отрасли скотоводства и требует дальнейшего изучения.

Список литературы:

Ассоциированная вакцина против аденовирусной, герпесвирусной инфекции типа I , парагриппа -3 и вирусной диареи – болезни слизистых оболочек крупного рогатого скота, инактивированная эмульсионная/ Гаффаров Х.З., Иванов А.В., Дуплева Л.Ш., Яруллин А.И., Ефимова М.А. //Редакция журнала «Ветеринария» (Москва) 2014.№12.С.17-22.

Брылин А.П. Инновационное решение борьбы с инфекционным ринотрахеитом, вирусной диареей, парагриппом-3 респираторно-синцитиальной инфекцией крупного рогатого скота/ Брылин А.П.// Редакция журнала "Ветеринария" (Москва) №9. 2013. С.14-16.

Будорагина Е.А. Разработка непрямого варианта иммуноферментного анализа для определения титра антител к вирусу паргриппа-3 крупного рогатого скота/Будорагина Е.А., Бьядовская О.П., Прохватилова Л.Б.//Труды Федерального центра охраны здоровья животных. 2010. Т. 8. № 1. С. 84-92.

Влияние препарата Гумин – Эко на напряженность иммунитета к вирусам инфекционного ринотрахеита, препарата типа 3 и биохимические показатели крови у телят в сельскохозяйственных педприятиях Челябинской области/ Грачкова О.Ю., Петрова О.Г., Коритняк Б.М., Китаев Н.С.// Аграрный вестник Урала. 2009. № 11 (65). С. 102-103.

Клепцина А.В. Парагрипп типа 3 крупного рогатого скота. Этиология, клиника, лабораторная диагностика (обзор литературы)/ Клепцина А.В.// В сборнике: Эколого-биологические проблемы использования природных ресурсов в сельском хозяйстве. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. 2018. С. 202-208.

Луницын В.Г. Иммунологическая реактивность коров-доноров к парагриппу-3 и инфекционному ринотрахеиту в зависимости от количества и сочетания вакцинных антигенов/ Луницын В.Г., Шаньшин Н.В., Евсеева Т.П.// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2016. № 5 (139). С. 135-138.

Нехуров Л.Б. Этиопатогенез респираторных болезней телят/ Нехуров Л.Б.// Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова. 2010. № 4 (21). С. 11-15.

Обнаружение противопарагриппозных антител в сыворотках крови молодняка крупного рогатого скота/ Гунашев Ш.А., Мусиев Д.Г., Абдурагимова Р.М., Джабарова Г.А.// Известия Горского государственного аграрного университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 151-152.

Патаморфологические особенности пневмоний у телят, вызванных вирусом паргриппа-3. /Карташов С.Н., Ключников А.Г., Ермаков А.М., Гречанный В.С., Лысухо А.С.// Ветеринария Кубани. 2010. № 4. С. 22-23.

Петрова О.Г. Острые респираторные заболевания крупного рогатого скота и проблемы профилактики на региональном уровне/ Петрова О.Г., Барашкин М.И.// Аграрный вестник Урала. 2014. № 6 (124). С. 40-42.

Пташок А.Л. Подбор адъюванта при создании вакцины против парагриппа-3 крупного рогатого скота/Пташок А.Л.//Ученые записки учреждения образования Витебская ордена Знак почета государственная академия ветеринарной медицины. 2011. Т. 47. № 2-1. С. 193-194.

Толубаева М.Т. Эпизоотическая ситуация по возбудителям респираторных заболеваний в хозяйствах Чуйской области/ Толубаева М.Т.// Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2015. № 4 (37). С. 142-146.

Просмотров работы: 318