Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников русскому языку - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников русскому языку

Тихова Н.Н. 1
1Ивановский педагогический колледж имени Д.А. Фурманова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русский язык является одним из самых сложных учебных предметов для младших школьников, а вследствие этого и нелюбимым. Но пробуждать и поддерживать интерес и стремление к изучению русского языка всё-таки можно. Это зависит от личности учителя, методики преподавания предмета и выбора дидактического материала. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, воспитательной и развивающей функциями [4, с.3]. Как известно, игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В период школьного обучения игра не исчезает, она сохраняется как побочный, второстепенный вид деятельности наряду с учёбой [1, с.5].

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [5, с.128]. Можно сказать, что дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогом с целью обучения и воспитания, направленными на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающими воспитательное и развивающее влияние.

Дидактические игры на уроках русского языка можно начинать, когда учащиеся освоили необходимый минимум учебного материала, например, буквы, звуки, грамматические формы. В структуре уроке дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала, но это зависит от её характера и цели. Спокойные игры можно использовать на любом этапе урока. Оживлённые игры или игры-соревнования, по окончании которых требуется обсуждение результатов, подведения итогов, следует проводить в конце урока, так как во время таких игр школьники сильно возбуждаются. Главное в выборе дидактической игры – это посильность её для детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные элементы дидактической игры: 1) игровой замысел; 2) игровые правила; 3) игровые действия; 4) познавательное содержание; 5) результат (подведение итогов).

Игровой замысел выражен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся во время ее проведения. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Во время объяснения правил педагог должен показать образец, как надо выполнять игровое действие, и при этом убедиться, что все ученики поняли, что от них требуется и что им надо делать.

Игровые действияоснова игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных видах игры игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. В процессе игры педагогу нужно проявлять доброжелательность, чувство такта, особое внимание уделить обидчивым и неуспешным детям. К таким детям нужно подходить с особым тактом, не принуждать их к игре, не допускать порицаний со стороны других учеников. Также важно соблюдать соответствующий темп и ритм игры: слишком медленный темп может вызывать скуку, потерю интереса, слишком быстрый приведёт к отставанию некоторых учащихся.

Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Дидактическая игра – это действенный метод обучения и воспитания младших школьников, но она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Поэтому каждому педагогу нужно использовать педагогические познания и применять творческий подход, чтобы разнообразить уроки русского языка и сделать их одними из любимых младшими школьниками.

Список литературы

1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ.- М.: Рус. яз., 1989 – 86 с.

2. Гаврилова О.В. Дидактические игры на уроках русского языка (1-4 классы) [Электронный ресурс].-№1. https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxwZWR6dXJuYWwyfGd4OjI2ZjRhZDBmYzg2NTY1M2M

3.Исследовательская деятельность в дидактических играх [Электронный ресурс]. – №2. - https://studfiles.net/preview/4167607/

4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя — М:, 1990. — 96 с.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: Народное образование, 205. – 1 т.

Просмотров работы: 30