НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Замыслова А.А. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются важной частью всемирного культурного наследия [1]. ОКН находятся в ведении государства, а их использование осуществляется через организацию музеев, заповедников, историко-музейных комплексов, создание памятников археологии, градостроительства и культуры, а также через сферу туризма.

Культура является одной из основ развития общества. Поэтому роль культурного наследия в региональной, федеральной и международной политике так важна. Базовым компонентом наследия выступает его информационная составляющая. По всему миру широко применяются информационные технологии в сферах деятельности, связанных с культурным наследием. Музеи, Ансамбли, заповедники и т.п.вносятся в единый реестробъектов культурного наследия, что значительно упрощает работы по их учету, поиску, сохранности и популяризации.

В соответствии со статьёй 3 федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (далее ОКН) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

ОКН разделяются на следующие видов [1]:

- памятники - отдельные постройки. здания и сооружены с исторически сложившимися территориями произведения монументального искусства объекты науки и техники. объекты археологического наследия;

- ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившейся территориях группы изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений, в том числе религиозного назначения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, некрополи, объекты археологического наследия;

- достопримечательные места– творения, созданные человеком, илисовместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов, центры исторических поселений, памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов, этнических общностей на территории РФ, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей, объекты археологического наследия.

В зависимости от категории историко-культурного значения, ОКН подразделяются на 3 группы (Рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Классификация ОКН в зависимости от категории историко- культурного значения

Государственная политика, регулирующая ОКН должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из важнейших социально-экономических ресурсов существования и развития народов РФ, а также реализовать комплексный подход к решению возникающих вопросов.

Правовое обеспечение отношений, возникающих в области сохранения, использования и популяризации ОКН; особенностей владения, пользования и распоряжения ОКН, как особым видом недвижимого имущества; и т.п. – осуществляется на основе положения Конституции РФ, гражданского законодательства, земельного законодательства, законодательства Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства РФ о культуре (утвержденных в 1992 г.) и федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Основными источниками информации об объектах культурного наследия и сопутствующих им территориях, при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию – являются сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).

Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.

В соответствии с Федеральным законом № 73 реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Зарегистрированному в реестре объекту культурного наследия присваивается регистрационный номер в реестре и указываются:

1) сведения о наименовании объекта;

2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;

3) сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

4) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

5) сведения о виде объекта.

6) фотографическое (иное графическое) изображение:

- для памятника - снимки общего вида, фасадов, предмета охраны данного объекта;

- для ансамбля - снимки общего вида, передающие планировочную структуру элементов и композиционные особенности ансамбля, снимки общего вида и фасадов памятников, входящих в состав ансамбля, снимки предмета охраны данного ансамбля;

- для достопримечательного места - совокупность снимков и (или) иных графических изображений, передающих планировочную структуру элементов и композиционные особенности достопримечательного места;

7) и др. …

Содержащиеся в реестре сведения подлежат размещению на официальных сайтах федерального органа охраны объектов культурного наследия и региональных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию.

У собственника ОКН включен в реестр, есть паспорт ОКН, содержащий те же сведения, что в реестре [1].

В целях сохранения бесценных в своей уникальности и в плане исторического значения ОКН, в первую очередь, нужно развивать государственное законодательство, регулирующие отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. И не смотря на достаточно обширное законодательство в этой области – объекты культурного наследия, к большому сожалению, до сих пор находятся в неудовлетворительном состоянии.

Одним из важнейших результатов законотворчества в области регулирования ОКН является создание и ведение Единого государственного реестра объектов культурного наследия, сведения которого могут использоваться при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Сведения реестра, также могут использоваться для определения стоимости ОКН, в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке объектов недвижимости [2], что позволяет ОКН более уверено выступать на рынке объектов недвижимости.

Рыночная оценка, проводимая по рекомендациям более оптимальна (с потребительской точки зрения), унифицированные методы оценки позволяют избежать использования нестоимостных повышающих коэффициентов, учитывающих авторство, уникальность и другие характеристики, значимые только для объекта культурного наследия, что неизбежно приводит к искажению итогового результата. Рынок воспринимает эти объекты как обузу – затрат, ограничений много, а доходы, как правило, не выше, чем от использования современных функциональных аналогов [3]. С другой стороны, отказ от учёта нематериальных активов влечёт за собой утрату уникальной ценности ОКН [4].

Список литературы

Российская Федерация. Законы. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ [ред. от 29.12.2017]. Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

Методические рекомендации по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия [Электронный ресурс] : одобрены к применению Советом по оценочной деятельности от 23.06.2015 [ред. от 05.10.2018] : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

Бойко А. Ю. О методических рекомендациях по оценке объектов культурного наследия // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – № 10 (181). С. 66-72. (04.10.18)

Серякова В. А. Оценка объектов культурного наследия/ В. А. Серякова, А. А. Федулов// Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – №244 . С. 51-63. (04.10.18)

Просмотров работы: 29