ОБРАЗ ГОРОДА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. РАЙОНЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБРАЗ ГОРОДА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. РАЙОНЫ

Бегунова Ю.Г. 1, Саньков П.Н. 2
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
2Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В работе рассматривается исследование Кевина Линча к образу города и его элементы (районы), появление которых связано c повышением уровня информативности окружающей нас среды и в это же время понижением способности человека прочитывать эту информацию, в силу его отстраненности от истоков. Подчеркнута роль средового подхода в проектировании города, как наиболее актуального направления в градостроительстве.

Проблема. Понимания метода К. Линча к образу города и его элементам (районы).

Цель. Выявить в чем состоит метод К. Линча для определения образа города и его элементов (районов).

Объект исследования. Градостроительство.

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию об образе города и его элементах, районах.

Одним из первых исследователей по изучению образа города стал Кевин Линч. Его работа была опубликована в США - 1960 году. Он заложил основу так называемого средового подхода. Это направление, объединяющее психологические, социально-психологические, социально- политические разработки в изучении городов с городским планированием и проектированием. Актуализируя тему своего исследования, автор пишет: «Все воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, к связанным с ним цепочкам событий, к памяти о прежнем опыте.… У всякого горожанина есть свои ассоциации, связанные с какой-либо частью города, и этот персональный образ пронизан воспоминаниями и значениями» [1].

Методы К.Линча направлены на понимание связи между человеком и его предметно-пространственным окружающей среды. Выражением этого стали разработанные Линчем показатели качества города, учитывающие характер человека и культуры. Так же к этому были отнесены: жизнепригодность, определяемая тем, в какой степени поселение поддерживает жизненные функции для жизнедеятельности людей. То есть: удовлетворяет потребности и способности людей; поселение (город) соответствует в отношении ёмкости пространства, коммуникаций и оборудования. Есть признаки соответствия структуре и объему деятельности жителей и среда существует как условие поведения людей. Поддерживается принцип доступности в возможности удобного доступа к различным видам деятельности, ресурсам, видам обслуживания, информации, местам обитания других людей; контролируемость в степени включения горожан в принятие решений, которые могут привести к изменениям среды [2].

По утверждению К. Линча, общественный образ города создаётся наложением одного на другой множества индивидуальных особенностей. Однако не исключена возможность возникновения ряда общественных образов, каждый из которых вырабатывается значительной группой горожан.

Изучив три разных города в качестве примеров – Бостон, Джерси и Лос-Анджелес, К. Линч обнаружил, что люди воспринимают окружающую их городскую среду последовательным и предсказуемым образом, образуя ментальные карты с пятью типами элементов:

Пути - это улицы, тротуар, тропы и другие каналы, в которых люди путешествуют.

Края – это воспринимающиеся в качестве границ объекты, таких как стены, здания и пляжи.

Районы – это относительно большие районы города, отличаемые друг от друга по структуре или наполнению.

Узлы – это координационные точки, пересечения улиц и транспортных магистралей.

Ориентиры – это легко идентифицируемые объекты, которые служат внешними ориентирами.

Не один из специально выделенных элементов не существует изолированно, потому как мы видим некую систему, в которой районы связаны узлами, определены с помощью границ, пронизаны путями и усеяны ориентирами. Более того, элементы как всегда накладываются один на другой или взаимопроникают один в другого. Если анализ начинается с раскладки данных по названным категориям, то он завершаться повторным объединением в целостный образ. Эти же исследования дали много информации о визуальном характере элементов различных типов.

В ходе исследования было выявлено, что район является ядром некой системы из элементов, предложенных самим автором. Значение района - как части города, средние по величине и представимые как двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит «изнутри». Район так же обладает каким-то общим, распознаваемым характером. Всегда опознаваемые изнутри районы могут служить и в качестве системы отнесенной из вне, если только их можно рассматривать с внешней позиции.

Предметная характеристика определённых районов как некой тематической последовательности может складываться из разнообразия элементов: фактуры, пространства, формы и деталей, знаков и типов зданий, функций и типа активности, характера обитателей, степени ухоженности, особенностей рельефа... В таком плотно застроенном городе как Бостон основным «ключом» для опознания важнейших районов служат характерные для них типы однородности: фасада, материала, лепного декора, орнаментики, цвета, силуэта и в, особенности, остекления. Типичными примерами могут служить и Бикон Хилл, и Коммонуэлс Авеню. «Ключи» имеют не только визуальный характер, они не менее важны как и так называемые «шумы». Иногда даже растерянность может играть роль «ключа» — так, одна женщина заметила, что понимает: если она потерялась, значит это Норт-энд [3].

Множество людей упорядочивают свой город по районам с большей или меньшей четкостью, и вопрос о том, пути или районы являются доминантными элементами, решается индивидуально, что зависит не только от личности, но и от характера каждого города.

В конечном результате можно сказать, что основной планировочной единицей территории городского образа является жилой район. Жилой район как правило структурный элемент в жилой территории города, в пределах которого размещается все остальные элементы .

Список литературы.

1. К. Линч «Образ города» [текст]/ К. Линч - М.: Стройиздат,1982 – 328 с.

2. Э. Джаффе Как способы передвижения влияют на ваш «образ города» [Электронный ресурс] - https://inosmi.ru/world/20131124/215064742.html

3. А. Филько Визуальное восприятие образа города и методы его исследования [Электронный ресурс] - http://e-notabene.ru/urb/article_16497.html

Просмотров работы: 673