ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ): ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ): ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Головнева Е.В. 1, Головяшкина А.А. 1
1ФГБОУ ВО "СФ БашГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Насыщенность проблемы развития и обучения одаренных детей в школах породила широкий интерес к ней не только со стороны исследователей, но и со стороны педагогов-практиков.

Воспитание и обучение, поддержка и социализация одарённых детей предоставляет собой одну из главных задач совершенствования системы образования.

Образование в нашей стране на протяжении последних 30 лет подвергается значительному реформированию. Наряду с этим учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах происходит без учёта индивидуальных способностей ребенка. По данным ВЦИОМ, 62,3% учителей и 68,6% родителей придерживаются мнения, что «школы находятся в глубоком кризисе», в связи с чем необходимо их коренное преобразование. 71,5% опрошенных родителей отмечают, что на первом плане стоит задача – изменить отношение к ученику. Лишь 16,2% учителей считают, что процессы, которые происходили в школе за последние годы направлены как раз-таки на оптимизацию развития ребёнка. В сложившейся обстановке практически невозможно говорить об особой системе деятельности школ с категорией одаренных детей [1, с. 107].

В современной психолого-педагогической науке одаренность принято рассматривать как явление динамическое. Человеческая психика – это результат взаимодействия процессов научения и биологического созревания. Эти процессы с момента рождения сливаются в отдельную линию развития. В связи с этим и одаренность детей всегда предстает перед обществом как сплошной итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов.

В полной мере понятие одаренности раскрывает определение, предложенное К.К. Платоновым. Автор утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Данный генетически обусловленный дар в полной мере определяет, как тем, так и коечный итог развития.

Одаренность, представляя собой общую характеристику сферы способностей, требует комплексного дифференциально-психологического, психофизиологического и социально-психологического изучения. Одарённость в настоящее время определяется как:

- общие способности или общие моменты способностей, которые обуславливают уровень и своеобразие человеческой деятельности [2, с. 65];

- развивающееся, системное качество психики, определяющее возможность человеком достижения более высшего результата [2, с. 65];

- совокупность задатков и природных данных, их степень выражения и своеобразия [2, с. 66];

- своеобразное сочетание способностей, которые способствуют успешному выполнению какого-либо задания [2, с. 66].

В настоящее время большая часть психологов отмечает, что качественное своеобразие, уровень и характер развития одаренности – это чаще всего результат плодотворного взаимодействия социальной среды и наследственности, опосредованного деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой). Однако нельзя не придавать внимания роли психологическому механизму саморазвития личности, который лежит в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В связи с тем, что одаренность в детском возрасте может быть рассмотрена в качестве потенциала развития психики по отношению к будущим этапам жизненного пути ребенка, необходимо принимать во внимание сложность самой проблем «одаренный ребенок». В большей мере это связано со спецификой одаренности ребенка. Нельзя не придавать внимания тому, что признаки одаренности, которые проявляются в ранние годы, даже, казалось бы, при весьма благоприятных условиях могут либо весьма быстро исчезнуть, либо постепенно угасать. Акцент на данном обстоятельстве весьма важен при организации работы с одаренными детьми. Нежелательно использовать высказывание «одаренный ребенок» в плане жесткой фиксации статуса определенного ребенка [3, с. 12]. Поскольку очевидным является процесс психологического драматизма, когда ребёнок, который привык к тому, что он «одаренный», теряет постепенно или вовсе соответствующие признаки своей одаренности. В этом плане, в практической работе с одаренным детьми желательно использовать словосочетание «признаки одаренности ребенка», то есть те особенности одаренного ребенка, которые имеют место проявляться в его реальной жизнедеятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности детей охватывают два аспекта: мотивационный и инструментальный [4, с. 41].

В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Дети России» сформирована концепция «Одаренные дети», которая определила дальнейшие стратегические направления решения проблемы детской одаренности.

Несмотря на это, многие вопросы, которые связаны с развитием и обучением одаренных детей в структуре нынешней образовательной системы, остаются недостаточно изученными. Это касается влияние некоторых социально-психологических факторов на развитие умственной деятельности, психолого-педагогической диагностики детской одаренности. Должное внимание требует и специфика педагогической работы с одаренными детьми, методов и форм их развития, определение наиболее качественных и эффективных технологий педагогики. [5, с. 33]. Также, значительное внимание должно быть уделено практике работы с даренными детьми, поскольку все больше и больше возникают трудности педагогического и психологического характера, обусловленные множеством теоретических подходов к работе с одаренными детьми, разнообразием видов одаренности, чрезвычайно малым количеством специалистов, личностно и профессионально подготовленных к работе с одаренными детьми.

Таким образом, проблема детской одаренности остается одной из наиболее острой на сегодняшний день. Развитие таланта ребенка подобно сравнению его с огранкой алмаза. И лишь то общество, которое не жалеет труд и материальных затрат на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на огромное количество таких бриллиантов по всей нашей стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Просвещение, 1981 – 211 с.

2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Просвещение, 1984. – 179 с

3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. – Ярославль, 2004. – 162 с.

4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: изд-во МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2004 – 336 с.

5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. – М.: изд-во Просвещение., 1996. – 214 с.

Просмотров работы: 4