ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Рассадина Л.С. 1
1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важность малого бизнеса признана во всем мире, соответственно, в развитых странах доля малого бизнеса достаточно велика. По ряду мировых исследований доказана прямая и положительная зависимость между размером сектора малого бизнеса и благосостоянием населения государства. Рост сектора малого и среднего бизнеса приводит к росту конкуренции в экономике и общей производительности труда, к росту качества товаров и услуг, к росту количества рабочих мест и, соответственно, к росту доходов населения, что во многом определяет социально-экономическое положение страны в целом.

По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (МСП), который ведет ФНС России, на 20.12.2018 число таких предприятий составляет 6,042 млн, в которых зарегистрировано трудящихся порядка 15,917 млн человек. [1]

Рис. 1 Доля сектора малого и среднего предпринимательства.

Источник: Российская венчурная компания

Из рис.1 можно говорить, что в России остается нереализованный огромный потенциал развития сектора малого и среднего предпринимательства. Кроме того, слабо развит сектор в разрезе видов деятельности. По данным Росстата в 2017 году 42,7% компаний действуют только в сфере торговли. В то время как в развитых странах доля малого бизнеса составляет существенную долю от всех зарегистрированных предприятий, в которой занято более половины трудоспособного населения [2]. Именно значительная роль таких предприятий в социальной и экономической сферах подталкивает государство на разработку специальных программ, которые будут приносить только новые рабочие места, создавать конкурентоспособность, в том числе на международном рынке, повышать экономический рост, привлекать новые инвестиции в страну, развивать инновационные технологии. Из рис. 1 можно сделать вывод, что Россия значительно отстаёт по этим показателям.

К сожалению, на сегодняшний день в научных исследованиях уделяется недостаточно внимания аспектам финансов малых предприятий. Вместе с тем финансы малого сектора предприятий, как важная составляющая финансовой системы, требует анализа, выявления проблем, затрудняющих их развитие, поиска (разработки) инструментов для устранения этих проблем, а также дальнейшего совершенствования этого звена. Поэтому актуальным представляется проведение соответствующих исследований, направленных на комплексное изучение этого важного звена финансовой системы.

В экономической литературе, анализирующей поддержку государством индивидуального предпринимательства, как правило, рассматриваются предприятия не с позиции организационно-правовой формы, а с позиции численности человек, работающих на предприятии. Согласно Рекомендации Еврокомиссии к малым предприятиям относятся предприятия численностью до 50 человек и годовым оборотом до 10 млн. евро. Если обратится к статистике и рассчитать среднюю численность наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности, и средний годовой оборот, то значения этих критериев будут свидетельствовать, что, например ИП, следует относить к малому предпринимательству. Таким образом, рассматривая опыт зарубежных стран по поддержке государством малого бизнеса, в том числе рассматривается и поддержка ИП.

В развитых странах именно государство является основной поддержкой в отношении малого предпринимательства, создавая системное направление социально-экономической деятельности государства в целом в соответствии с основными интересами. Государство создаёт только лишь программы для оказания помощи предпринимателям и контролирует исполнение, в то время как сама реализация ложится на плечи крупных коммерческих структур. Например, в части кредитования, в Германии выдают малому и среднему бизнесу заём сроком до 20 лет, причем первые 2 года не начисляются проценты. В других странах, таких как Италия и Франция, создаются специализированные кредитные организации и гарантийные фонды, которые выдают льготные займы и оказывают помощь предпринимателям в поиске источников финансирования. В России же пока основным инструментом поддержки являются фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП).

В середине шестидесятых годов в Японии законодательно вводились механизмы гарантий и залоговых поручительств в сфере кредитования бизнеса. В это же время была создана мощная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая многочисленные торгово-промышленные палаты по всей стране. С этой же целью была создана государственная Корпорация финансирования малого бизнеса с многочисленными филиалами.

Во многих развитых странах именно в условиях кризиса увеличивается поддержка малому бизнесу. Например, во Франции и Бельгии предоставляется рисковый капитал на более выгодных условиях (если сравнивать с крупным бизнесом), а в Нидерландах и Англии предоставляют гарантии под займы.

В РФ с ее нынешними условиями использование кредитов малыми и средними предприятиями является малоэффективным способом финансирования бизнеса. К минусам процесса кредитования относятся высокие ставки, малые сроки кредитования, отсутствие гибкости в условиях предоставления кредита, сложные процедуры оценки и мониторинга финансового состояния компании.

Рис. 2 Задолженность малого и среднего бизнеса, в т.ч. просроченная, трлн руб

По данным Центрального банка РФ [3] (рис. 2) рынок кредитования сохраняет слабую тенденцию к расширению кредитования малого и среднего бизнеса: на 01.11.2018 совокупная задолженность перед банками составила 4,22 трлн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на всего лишь на 3,94%. А по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и вовсе уменьшилось на 22%. Тенденция с 2014 года по 2017 год имела отрицательную динамику: рынок кредитования упал на 26,36%. При этом продолжает расти доля просроченной задолженности в кредитном портфеле малого и среднего бизнеса и по состоянию на 01.11.2018 уже достигает 13%.

Главными проблемами кредитования в России являются: непрозрачность российского малого бизнеса, а именно отсутствие полной финансовой отчетности у индивидуальных предпринимателей, что не позволяет осуществить полную оценку платежеспособности таких предприятий; отсутствие надежных залогов и недоверие со стороны банкиров к малому бизнесу в целом. [4, 5]

Малый бизнес, который служит катализатором инноваций и на котором апробируются основные нововведения, обеспечены особой поддержкой в развитых странах. [6] Россия пытается реализовать опробованные за рубежом программы поддержки малого предпринимательства, но такого положительного эффекта пока достичь не удается по ряду причин. Во всей совокупности правовых механизмов, на наш взгляд, важным является также возможность не только государства, но и предпринимателя эффективно и своевременно воздействовать на чиновничий аппарат, который обязан реализовывать программы развития предпринимательства. Пока предприниматель в России не будет обладать таким правовым инструментом, развитие малого бизнеса будет идти очень медленными темпами.

На сегодняшний день выделен ряд проблем, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России [7]:

Сложная экономическая и финансовая обстановка в стране, спад производства, слабая правовая защищенность предпринимателей.

Низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей, плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.

Нехватка квалифицированных специалистов.

Большая коррупционная составляющая в сфере контроля за малым бизнесом, что касается как формирования, открытия и официальной регистрации бизнеса, так и его функционирования.

Негативное отношение к предпринимателям части населения.

Слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса.

Исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий, описанное в данной работе, позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, наиболее актуальные для России:

Снижение налоговой нагрузки. По данным Росстата [8], одним из основных негативных факторов является высокий уровень налогов. В данном случае целесообразно развивать льгот, грантов и субсидий в этом направлении. В России наиболее распространенное «теневое» предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть, это потенциальные объекты, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в бюджет государства.

Повышение доступности банковского кредитования, а именно: снижение процентных ставок, стандартизация и упрощение схемы получения кредита, увеличение сроков кредитования.

Разработка эффективного законодательства. Необходимо защищать интересы предпринимателей, чтобы уменьшить риски появления недобросовестной конкуренции и административных барьеров. Для сравнения можно привести в пример любую европейскую страну, где зарегистрировать свой бизнес и при этом заниматься любой деятельностью, не требующей лицензии.

Разработка мер законодательного характера, которые будут стимулировать доступное получение заемных средств для предприятия и возможность инвестировать денежные средства. Введение системы субсидий, направленных на компенсацию расходов при расширении или открытии бизнеса.

Введение малым предприятиям возможность иметь государственные заказы. Это возможно осуществить, если жестко ввести обязательную долю заказов в общей доле госзаказов, приходящихся на малые предприятия.

Развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для развития деятельности малых предприятий в разных отраслях хозяйства страны.

Изучение и апробация опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах.

Список использованной литературы:

Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 20.12.2018)

Костыгов С. О. Особенности поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом // Вестник Волжского Университета им. В.Н. Татищева . - 2015. - №2. - С. 129-132.

Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации URL: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-19&pid=sors&sid=ITM_3703 (дата обращения:20.12.2018)

С.В. Матросова, Н.В. Рейхерт, Проблемы финансирования малого предпринимательства в России URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-finansirovaniya-malogo-predprinimatelstva-v-rossii

Карцева М.А., Бушуева М.А. Проблемы и тенденции развития кредитования малого и среднего бизнеса в Ивановской области // В сб.: Современное состояние и тенденции инновационного и социокультурного развития экономики региона. Сборник статей по материалам НПК преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках III Межрегионального экономического форума с международным участием «Современная парадигма экономико-инновационного и социокультурного развития региона». РЭУ им. Г.В. Плеханова, Ивановский филиал, НИИ «Новая экономика и бизнес». 2018. С. 218-223.

Aналитика > Малый бизнес: зарубежный опыт // Малое и среднее предпринимательство Новосибирска URL: http://www.mispnsk.ru/articles.html?id=45 (дата обращения: 20.12.2018).

Москвитина Е.И., Дорошина И.П., Бутова Т.В., Проблема развития сферы малого бизнеса в России // Science Time . 2014. №11 (11). С.248-250.

Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/leading_indicators/ (дата обращения: 20.12.2018).

Просмотров работы: 16