Современный подход к качеству высшего образования заключается в трактовке результатов обучения в виде сформированных компетенций. Компетенция – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении профессиональных задач. Компетенции делятся на три основных вида: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные.
Под общекультурными компетенциями понимается овладение культурой мышления, способностью к анализу и восприятию информации, способность использовать основные законы развития современной социальной культуры, готовность использовать основные положения и методы гуманитарных и экономических наук развития современной социальной и культурной среды, способность формировать навыки здорового образа жизни и безопасной производственной среды. Общепрофессиональные компетенции направлены на осознание социальной значимости своей будущей профессии. Профессиональные компетенции направлены на подготовку обучающегося к решению задач профессиональной деятельности.
В данной публикации мы рассмотрим профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология», а также определим основные факторы, влияющие на их освоение. Формирование профессиональных компетенций осуществляется при прохождении практических и теоретических занятий определенных дисциплин учебного плана. Под освоением профессиональных компетенций у обучающихся понимается процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для достижения определенного результата, т. е. сформированных компетенций у обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможности дальнейшего продолжения. Формирование профессиональных компетенций обучающихся происходит на всех этапах учебно-производственного процесса. Существуют несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся: учебные и лабораторно-практические занятия, в ходе которых изучаются технологические процессы производства, производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения на производстве.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология», включает: установление, реализацию и контроль норм, правил и требований к продукции (услуге), технологическому процессу ее производства, применения (потребления), транспортировки и утилизации; участие в разработке метрологического обеспечения, метрологический контроль и надзор, нацеленные на поддержание единства измерений, высокое качество и безопасность продукции (услуги), высокую экономическую эффективность для производителей и потребителей на основе современных методов управления качеством при соблюдении требований эксплуатации и безопасности; участие в создании систем управления качеством применительно к конкретным условиям производства и реализации продукции на основе отечественных и международных нормативных документов; обеспечение функционирования систем подтверждения соответствия продукции, процессов и услуг заданным требованиям.
Эффективной формой передачи знаний и профессиональных умений будущим специалистам на занятиях производственного обучения является практика в игровой форме, которая предполагает демонстрацию оригинальных методов освоения определённого содержания производственных процессов при активной роли всех участников занятия. Активное включение мастер-классов в процесс производственного обучения является основанием для формирования и развития всех компонентов профессиональных компетенций. Все перечисленные формы и методы обучения для формирования и развития профессиональных компетенций имеют ценность только при условии мотивации обучающихся на познавательную активность и самостоятельность. Таким образом, некоторые студенты не могут реально оценить важность проработки траектории обучения и ее влияние на развитие профессиональных компетенций и, в целом, на свое будущее. Большую роль в этом вопросе играет самоорганизация студента, желание получать знания. Поэтому, преподаватель должен оказывать помощь в этих аспектах – повышать уровень мотивации у студента и интерес к получению знаний и дальнейшего освоения профессиональных компетенций.