ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Кувшинов М.С. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время отдается приоритет обучению с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Учитель должен не просто объяснить материал, но применять индивидуализацию обучения, дать возможно проявить ученикам свои способности и тем самым успешно реализовать себя в дальнейшем.

Вы когда-нибудь задумывались, почему детям на уроке требуется разное время на выполнение одного и того же упражнения, почему одни буквально схватывают налету, а другим необходимо время, чтобы войти в процесс обучения, почему один усидчив и сосредоточен, а другой не может усидеть на одном месте? Все дело в строении нервной системы и, соответственно, темпераменте.

Термин «темперамент» происходит от латинского слова, означающего соотношение, смешение частей, соразмерность. Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно-обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний [1, с. 84].

Известный русский ученый И. П. Павлов выявил три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность [2, с. 82]. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех типов темпераментов. Это сильный тип, подразделяющийся на уравновешенный и неуравновешенный (холерик); уравновешенный подразделяется на подвижный (сангвиник) и инертный (флегматик) и слабый (меланхолик). Согласно Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Каждому отдельному типу свойственны свои характерные особенности [3, с. 23].

Зная данные особенности в теории, необходимо учитывать их на практике. Задачей педагога является применение дифференцированного подхода к обучению, учет различного типа темперамента школьников. Конечно в условиях современной школы это сделать сложно, но не невозможно. Нужно больше применять игровую форму подачи материала, интерактивное обучение, заинтересовывать учеников.

Разберем особенности поведения обучающихся в зависимости от типа темперамента.

Представьте, учитель на уроке задает какой-то вопрос. Кто сразу же вскакивает с места, тянет руку, всячески пытаясь показать свою заинтересованность. Ну конечно же это холерик. Холерики быстро «загораются», но также быстро и теряют интерес к какой-либо деятельности. Необходимо постоянно подпитывать интерес холерика, давать разнообразные задания, чаще обращать внимание на такого ученика. Если задание интересно, холерики способны быстро и качественно выполнить любое задание.

А вот другой ученик – налету схватывает объяснения учителя, но не любит трудных заданий, часто допускает множество ошибок по невнимательности. Но зато эти дети общительны, веселы и учеба им дается легко. Это сангвиники. Люди с сангвиническим темпераментом больше всего подходят для деятельности, требующей быстрых реакций, значительных усилий, распределения внимания. Нужно чаще привлекать сангвиников к публичным выступлениям, чтобы использовать его любовь к общению.

Как для холериков, так и для сангвиников, как для активных и неусидчивых ребят, характерно отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостатка концентрации внимания. Задача педагога – развить эти качества.

Самые упорные и усидчивые ученики – это флегматики. И, пусть они не всегда сразу схватывают материал и требуется некоторое время, чтобы в нем разобраться, но поняв, что к чему, они доведут любое дело до конца. Флегматики любят и умеют учиться, это прилежные ученики. Учителю необходим такт, чтобы донести новый материал до флегматика, не отпугнуть его интерес к учебе.

А кто никогда не поднимает руку, даже если хорошо знает урок, кто стеснителен, не уверен в себе, погружен в свои переживания? Это меланхолик. Меланхолики такие же упорные как флегматики, но только если задание им интересно. Они быстро устают и им требуется отдых. Необходимо переключать внимание меланхоликов, стараться не ранить их чувства. Для них публичное выступление у доски является большим стрессом.

Учителю необходимо повышать самооценку флегматиков и меланхоликов, больше хвалить, привлекать к общественной работе, помочь сдружиться с коллективом. Давать групповые задания, которые позволят раскрыть положительные качества обучающихся как с сильным, так и со слабым типом темперамента.

Учитель – это инженер человеческих душ. Учителям необходимо взять принцип «Не навреди!» себе на вооружение. Создать здоровый психологический климат в классе, найти подход к каждому ученику, в том числе и учитывая тип темперамента, - вот задача учителя, а ученики, которые с удовольствием бегут в школу, не боясь непонимания – лучшая награда педагога.

Список литературы

Шапиро С. А. Основы трудовой мотивации. М.: Кнорус, 2012. 256 с.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений, том III, «Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож». / И. П. Павлов. – М.: Л.: Издательство Академии Наук, 1951. 435 с.

Шапиро, С.А. Характерология личности : учебное пособие / С.А. Шапиро, Э.С. Мандрусова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. 179 с.

Просмотров работы: 21