Фотовидеофиксация, как элемент АПК "Безопасный город" - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Фотовидеофиксация, как элемент АПК "Безопасный город"

Исаева Е.И. 1, Ложкин А.В. 1
1СГТУ им. Гагарина Ю.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Темпы развития автомобильного транспорта в нашей стране достаточно высоки и превосходят соответствующие показатели многих стран мира. На автомобильных дорогах ежедневно совершаются сотни тысяч нарушений Правил дорожного движения (ПДД), что приводит к созданию аварийных ситуаций и, как следствие, к дорожно-транспортным происшествиям (ДТП).

Обеспечение безопасности людей любого государства, является главной задачей правительства. На сегодняшний день в большинстве странах используются автоматизированные, централизованные системы обеспечения безопасности населения и мониторинга, без которых не возможна полноценная и эффективная работа экстренных служб. С 29 июня 2007 года по Поручению Президента РФ № Пр-1293ГС была внедрена автоматизированная система аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». На примере АПК «Безопасный город» от НТЦ ПРОТЕЙ рассмотрим структуру и принцип работы системы [1].

За счет централизации данных появляется возможность анализировать и создавать статистику, в результате чего совершенствовать управление безопасностью жизнедеятельности населения (рис. 1).

Рисунок 1 Система «Безопасный город»

Данный комплекс работает только за счет слаженной работы всех подсистем:

 Система видеонаблюдения.  

 Интеллектуальная видео-аналитика собственной разработки. 

 Система-112.

 Система экстренного оповещения.

Системы видео-аналитики сторонних производителей.

Система фотовидеофиксации .

Система прогнозирования и моделирования чрезвычайных ситуаций.  

Система мониторинга контрольных датчиков.

У каждой из этих систем есть своя задача, с которой она должна эффективно справляться. Система видеонаблюдения позволяет проводить удаленный мониторинг обстановки в городской среде. В настоящее время в некоторых регионах используются стационарные и поворотные видеокамеры, но они не полностью справляются поставленной задачей.

С целью повышения эффективности видео мониторинга обстановки в городе предлагалось использовать энергонезависимый модуль видеонаблюдения с обзором 360°. Основными преимуществами такого модуля являются: отсутствие проводов, сокращение затрат на электроэнергию, увеличенный угол обзора.

По прогнозам аналитического агентства Futuresource Consulting:

На 2015 г. реализовано 150 тысяч камер;

На 2016 г. реализовано до 600 тысяч камер;

К 2020 году планируется увеличение количества камер до 4 миллионов.

Такие значительные темпы роста прогнозирует агентство. Такие камеры производятся в США, странах Азии, а также России.

АПК «Безопасный город» постепенно внедряется в разных городах страны, в ходе реализации подсистем комплекса возникают различные проблемы.

Так, в Санкт Петербурге Перечень автоматизированных систем государственной информационной системы «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и порядок их взаимодействия описан в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2016 № 759 [2].

Городская система видеонаблюдения является ключевым элементом системы безопасности.

Системой видеонаблюдения охвачены все 18 районов города. Увеличилось количество источников видеоизображения в рамках сервисной модели с 17 726 в 2016 году до 19 238 в 2017 году. Также увеличилось количество терминалов экстренной связи «Гражданин-Полиция»: со 167 в 2016 году до 178в 2017 году.

Количество источников видеоизображения сторонних систем, интегрированных с городской системой видеонаблюдения, возросло со 171 до 1 353 (аэропорт «Пулково» - 38, СПб ГКУ «МФЦ» - 228, ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» - 12, ГУП «Петербургский метрополитен» - 697, КВЦ «Экспофорум» - 93, стадион «Санкт-Петербург» - 252 и др.).

В рамках подготовки к проведению Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 размещен 1 151 источник видеоизображения, в том числе 311 источников видеоизображения с точками доступа Wi-Fi. Оснащены места, наиболее уязвимые в диверсионно-террористическом и криминогенном отношении (маршруты подхода к стадиону, въезды/выезды на территорию Крестовского острова, автобусные остановки, мосты и т.д.). Также на территории Крестовского острова размещено 72 устройства информирования и оповещения.

Одной из важнейших систем, передающей данные в ПППУР, является Комплексная система обеспечения мониторинга безопасности объектов социальной инфраструктуры.  В эту систему интегрированы социальные объекты Санкт-Петербурга – школы, поликлиники, детские сады и т.п. В настоящее время в перечне объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга учтено 5 694объектов, из них 2 915 объектов образования, 1 022 объекта здравоохранения, 385 объектов социальной защиты населения, 1 372 объекта иных учреждений (культура, спорт, молодежная политика, ИОГВ и т.д.).

Городская автоматизированная система «Фиксация нарушений правил дорожного движения и контроль оплаты штрафов» (ГАС ФН ПДД). Главная цель создания – профилактика административных правонарушений в области дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и уменьшение тяжести их последствий. Программа реализуется совместно с Управлением ГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В 2017 году ГАС ФН ПДД включает в себя 219 датчиков, из них - 169 стационарных датчиков и 50 передвижных комплексов, фиксирующих административные правонарушения

В г. Самаре, к примеру, система включает [3-5]:

1. Проектирование камер видеонаблюдения и пультов экстренной связи (ПЭС) вдоль маршрутов следования клиентских групп, маршрутов следования скоростного трамвая от Железнодорожного вокзала до стадиона «Самара Арена», в фан-зоне ЧМ-2018 - площадь Куйбышева, в точках отстоя  автобусов шаттлов, на объектах транспортной инфраструктуры ЧМ-2018, на базе и тренировочной базе команды-участницы ЧМ-2018, на входах в гостиницы и станции Самарского метрополитена, на точках  въезда/выезда в г. Самара. Всего проектом предусматривается камер видеонаблюдения – 302 шт., ПЭС – 52 шт.

2. Проектирование систем видеонаблюдения в местах размещения приданных сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Самарской области с организацией локальных архивов хранения информации на 7 суток в формате записи H.264. Всего предусматривается камер видеонаблюдения – 116 шт.

3. Интеграция существующих систем видеонаблюдения гостиничных комплексов с организацией локальных архивов хранения информации на 7 суток в формате записи H.264. Всего проектом  предусматривается интеграция 795 существующих камер видеонаблюдения на 17 гостиницах.

4. Интеграция систем видеонаблюдения существующих объектов интеграции инфраструктуры ЧМ-2018. Всего проектом предусматривается интеграция 380 существующих камер видеонаблюдения на 5 объектах.

5. Интеграция систем видеонаблюдения проектируемых объектов интеграции инфраструктуры ЧМ-2018 отдельными титулам. Всего проектом предусматривается интеграция 2069 существующих камер видеонаблюдения на 10 объектах.

6. Интеграция действующих систем видеонаблюдения. Всего проектом предусматривается интеграция 601 существующих камер видеонаблюдения.

7. Организация 3 локальных архивов хранения информации с проектируемых камер видеонаблюдения в течении 7 суток в формате записи H.264.

8. Организация долговременного архива хранения информации с проектируемых камер видеонаблюдения в течении 30 суток в формате записи H.264.

9. Организация 15 узлов доступа в сеть АПК «БГ» на площадях Самарского филиала ПАО «Ростелеком».

 Система построена по распределенному типу не имеет единой серверной, всего в системе порядка 65 серверов и более 50 клиентский мест расставленных по заинтересованным службам города.Всего представлено в системы 3087 интегрированных камер.

Таким образом, одним из важнейших компонентов системы, направленных на безопасность дорожного движения, является система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, задача которой считается ключевой для работы комплекса АПК «Безопасный город» Рассмотрим особенности работы системы фотовидеофиксации ПДД.

В настоящее время существует большая проблема увеличения аварийности, которая несет существенный ущерб государству, обществу и отдельным гражданам. Одним из распространенных правонарушений, который приводит к серьезным ДТП, в том числе и с пострадавшими, является превышение установленного скоростного режима.

Правительством Саратовской области проводится огромная работа по предотвращению дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим в 2016 году было принято решение о создании профильного государственного казенного учреждения «Региональный навигационно-информационный центр» (далее - Учреждение), основной целью деятельности которого является обеспечение эффективной эксплуатации и осуществление и обслуживание оборудования, входящего в систему фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения и весового контроля на территории Саратовской области. Исполнительным органом государственной власти Саратовской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя Учреждения и главного распорядителя бюджетных средств, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

В целях реализации государственной политики, направленной на решение проблем, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, сокращения количества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий Учреждением осуществляется ряд мероприятий по обеспечению функционирования, эффективной эксплуатации и осуществления обслуживания оборудования, входящего в систему фотовидеофиксации нарушений ПДД и весового контроля.

С момента создания Учреждения и по настоящее время проведена большая работа по построению полноценной системы фотовидеофиксации и расширению парка комплексов. На этапе становления в Учреждении насчитывалось 23 комплекса фотовидеофиксации. За период деятельности удалось значительно увеличить количество оборудования фотовидеофиксации и в настоящее время на территории области функционирует 98 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, фиксирующих нарушения установленного скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий знак светофора, выезд за стоп-линию, а также нарушения правил парковки. За небольшой период работы Учреждением выполнены высокие показатели работы. Так в 2016 году выявлено 2,3 млн нарушений ПДД, что в 5 раз больше 2015 года. В 2017 более 2 млн нарушений. За текущий период 2018 года выявлено 439 тыс. нарушений ПДД. Основным показателем эффективности функционирования системы фотовидеофиксации является снижение аварийности. По информации УГИБДД количество дорожно-транспортных происшествий в местах установки комплексов снизились более чем на 40 %, а также значительно снизилось количество погибших и раненых. За 1 квартал 2018 года наблюдается снижение числа погибших по области на 43%, по г.Саратову на 73%. Данный показатель говорит об эффективности системы фотовидеофиксации в целом и продуктивной работе Учреждения.

Вместе с тем, средства фотовидеофиксации являются сложными техническими приборами и требующими регулярных мероприятий по их содержанию и обслуживанию. Они включают в себя следующие компоненты:

- фоторадарные датчики;

- аппаратура для передачи данных;

-сервер хранения данных;

- коммуникационный сервер;

- компьютер оператора;

- сетевое оборудование.

Фоторадарные датчики состоят из фототелекамеры и радара, отмеряющего скорость движения каждого средства передвижения.

В зависимости от места расположения фоторадара, выделяют три вида датчиков:

1. Стационарный;

2. Передвижной;

3. Мобильный.

Стационарный комплекс помещается на участке дорожно-транспортной сети: мостах, эстакадах, опорах освещения и других конструкциях. Места дислокации комплексов фотовидеофиксации определяются УГИБДД по Саратовской области по уровню аварийности и опасности участка.

Все нарушения ПДД фиксируются и передаются по защищенному каналу связи на сервер, расположенный Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений в области безопасности дородного движения ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области.

Передвижной комплекс устанавливается на треноге. Это делает его мобильным и позволяет оперативно менять дислокацию. Такие комплексы размещаются на тротуарах, обочине, разделительной полосе под определенным углом, способным отслеживать движение транспортных средств. Информация о нарушении передается в ЦАФАП на флэш-накопителе [6].

Мобильный комплекс располагается непосредственно на передней панели патрульного автомобиля с помощью специального кронштейна и подключается к бортовой сети автомобиля. Прибор оборудован двумя телекамерами для распознавания номеров. С помощью навигационного модуля (ГЛОНАСС/GPS) осуществляется непрерывная привязка видеоматериалов к географическим координатам и автоматическая коррекция системного времени и даты.

В Российской практике широко используются:

1. стационарные комплексы:

- «Кордон»;

- «Арена»;

- «Крис-С»;

- «Кречет-С»;

- «Скат-С»;

- «Трафик-Сканер»;

- «Стрелка-СТ»;

- «Автоураган»;

- «Вокорд»;

- «Автодория»

2. передвижные комплексы:

- «Крис-П»;

- «Арена»;

- «Кордон»;

- «Скат-П»;

- «Трафик-Сканер-К»

3. мобильные комплексы:

- «Паркон»;

- «ПаркРайт».

Комплексы фотовидеофиксации основаны на программном обеспечении, которое с помощью вычисления, математического моделирования и интерпретации данных, обрабатывают зафиксированное нарушение Правил дорожного движения. Такие комплексы как правило работают круглосуточно в автоматическом режиме. Последовательность работы состоит из нескольких этапов:

1.Сбор информации, фиксация правонарушения проезжающего транспортного средства.

2.Отправление результата, основанного на анализе собранных данных, в центр обработки данных.

3.Обработка данных.

4. Автоматизированный анализ информации, храниться в базе данных, для выявления правонарушений автомобилистов, зафиксированных на фотовидеосистемы. При рассмотрении зафиксированного нарушения рассматривается предмет серьезности и допущенности ПДД и в случае доказательства нарушения, автовладельцу автоматически высылается штраф по месту прописки в виде распечатанного бланка.

5. Автоматизированный контроль за оплатой автовладельцами полученных штрафных квитанций. Данный этап предполагает обжалование штрафов и пересмотра, принятых ранее решений по нарушению дорожного движения, зафиксированного при помощи комплексных установок.

Рассмотрим работу системы автоматической фиксации нарушений ПДД на основе передвижного комплекса «Крис-П» (рис. 2).

Рисунок 2 Крис-П (передвижной)

Фоторадарный (ФД) передвижной комплекс «Крис-П» является автоматическим средством контроля скоростного режима и предназначен для фотовидеофиксации нарушений ПДД с возможностью передачи данных на сервер с помощью флэш-накопителя. Фоторадарный датчик оборудован программно-аппаратными средствами для автоматического распознавания государственных регистрационных знаков ТС и проверки их по различным федеральным и региональным базам.

Комплекс применяется для:

- автоматической фотофиксации автомобилей в случае нарушения ими скоростного режима в зоне контроля.

- автоматического распознавания ГРЗ при проведении оперативно- поисковых мероприятий, розыску угнанных или похищенных ТС, раскрытию по «горячим следам» иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств, а также выявление мероприятий по выявлению лиц не оплативших административные штрафы в установленный законом срок.

Основной функциональной частью комплекса является фоторадарный датчик, тренога и аккумуляторный бокс (АБ). ФД монтируется на треноге и устанавливается сбоку на обочине контролируемого участка дороги, датчик ориентируется относительно дорожного полотна и подключается к аккумуляторному боксу. Конструкция ПФ позволяет оперативно свернуть оборудование и развернуть на другом участке дороги. Установка требуемых параметров работы комплекса (контролируемое направление движения ТС, ввод места установки и максимальной разрешенной скорости на данном участке дороги, настройка приближения видеокамеры и яркости изображения) осуществляется через Web-интерфейс с помощью ноутбука. После настройки датчик включается в режим автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Ноутбук с антенным блоком устанавливается в салоне автомобиля оператора, осуществляющего контроль за работой комплекса, и располагается в зоне прямой видимости оборудования, что позволяет дистанционно настраивать комплекс и просматривать зафиксированные нарушения ПДД в режиме реального времени. Данные о зафиксированных нарушителях автоматически сохраняются в журнал на флэш-накопителе, установленном в фоторадарном датчике. Эти данные передаются в ЦАФАП, где загружаются на сервер для обработки информации и вынесению постановления об административном правонарушении [7-8].

Наличие комплексов повышает дисциплину участников дорожного движения и предостерегает водителей от совершения нарушений.

Так, например, на территории Саратовской области за 4 месяца 2018 года вынесено 302 тыс. постановлений об административных правонарушениях на сумму 209 млн рублей. Однако, оснащение города устройствами фотовидеофиксации недостаточное. В настоящее время лидирующие позиции по ПФО по оснащению комплексами фотовидеофиксации занимает республика Татарстан – 1000 комплексов. В бюджет республики ежемесячно поступает порядка более 150 млн рублей.

Однако, Саратовская область вышла на высокие позиции и по итогам 1 квартала 2018 года занимает 5 место по ПФО в рейтинге по количеству вынесенных постановлений об административных правонарушениях, а также 15 место по России.

Аварийно-опасным участком дороги, считается участок дороги, улицы, длиной менее 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, на котором в течение года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.[9]

Для понижения показателя аварийности, учреждение «Региональный навигационно-информационный центр» (РНИЦ), внедряет различные приборы фотовидеофикасации административных правонарушений. В зависимости от участка дороги, устанавливается определенный вид комплексов, который будет наиболее эффективно понижать аварийность на данном участке.

Все радары различаются по принципу работы. Существуют два вида, радиочастотные (доплеровский) и лазерные детекторы. В России большее предпочтение отдается радиочастотным радарам. Международным соглашением устанавливается частота и диапазон работы радаров.

На территории России в сертификацию входят три допустимых диапазона и частоты всех радаров - Х , К и L. Х-диапазон с частотой 10.525 ГГц использовался ранее, до появления новейших разработок. Более распространённым является К-диапазон. Он имеет частоту 24.150 ГГц и используется большинством радарных установок. Диапазон и дальность их реагирования значительно выше, чем у группы Х-диапазона. L-диапазон с рабочей чистотой в 800 нм, являются более современными и перспективными устройствами. Мировые производители уже выпускают комплексы с диапазоном Ка и Кu, но в России пока не используются.

На данный момент в Саратове установлено и находятся в эксплуатации 98 автоматических комплексов фотовидеофиксации ПДД, такие как:

- «Кордон» ;

- «Кречет-С»;

- «Трафик-Сканер»;

- «Крис-П»;

- «Арена»;

- «Паркон».

Все они различаются своим способом установки (стационарные, передвижные и мобильные), техническими характеристиками, принципом работы, рабочим диапазоном частот и т.д.

Рассмотрим различие в технических характеристиках и ключевые особенности данных комплексов:

1) Комплекс «Кордон» (рис.1.2) имеет ряд отличительных особенностей, которые делают его наиболее эффективным и надежным комплексом фиксации ПДД. Данное оборудование является высокоточным и экономически выгодным вариантом для контроля дорог с двухполосным движением. Система распознавания работает на основе технологии нейронных сетей. Данные хранящиеся в нем защищены цифровой подписью (ЭЦП), что делает его надежным от злоумышленников. Комплекс «Кордон», может устанавливаться различными способами: стационарный, передвижной, автономный. В настоящие время, в городе Саратове данный комплекс устанавливается только как стационарный, но передвижной вид этого оборудования находиться в тестировании в Учреждении «Региональный навигационно-информационный центр» и в скором времени появиться на дорогах.

Рисунок 3 Кордон (стационарный)

2) Тактико-технические характеристики комплекса «Кречет-С» (рис.1.3) соответствуют современным требованиям. Он способен одновременно контролировать до 4-х полос движения произвольного направления и может быть размещен на произвольных типах опор на высоту от 5 до 10 метров в любом месте над дорогой или до 3 метров от ближайшей контролируемой полосы.

«Кречет-С» автоматически выявляет и регистрирует 3 типа нарушений: превышение скорости, проезд во встречном направлении и проезд полосе общественного транспорта. В дополнительные функции входят: трансляция обзорной видеокартинки зоны контроля, фотографирование и сохранение фотографий всех транспортных средств проследовавших зону контроля комплекса с автоматически распознанным государственным регистрационным знаком.

Рисунок 4 Кречет-С (стационарный)

3) Алгоритмы программного обеспечения «Трафик-сканер» (рис.1.4) учитывают траекторию движения, изменение скорости транспортных средств, перемещения пешеходов или групп пешеходов, возможные помехи в кадре/сцене (листву, снегопад и пр.). Поддерживается возможность настройки сценариев детекции нарушений для каждого отдельного комплекса. Совокупность приведенных характеристик системы обеспечивает адекватную оценку ситуации, позволяет минимизировать количество пропущенных нарушений или ложных срабатываний [10].

К преимуществам данного комплекса можно отнести его исключительно высокое качество доказательной базы (так же и в сложных погодных условиях). Комплекс может работать в качестве компонента подсистемы видеонаблюдения АПК «Безопасный город», что делает его многофункциональным и универсальным устройством. Так же это устройство имеет функцию самодиагностики работоспособности основных блоков и защищено от несанкционированного доступа.

Рисунок 5 Трафик – сканер (стационарный)

4) Одно из его важнейших достоинств комплекса «Арена»(рис.6) — возможность быстрой установки вблизи проезжей части. Чтобы привести радарный комплекс Арена в рабочее состояние, понадобится от силы 10 минут.

Отличительная особенность, которой обладает комплекс видеофиксации «Арена» — это возможность фотографирования транспортного средства в момент превышения скорости. Аккумулятор, расположенный в защитном боксе, позволяет обеспечить до 8 часов непрерывной работы. Отличное качество фотосъёмки помогает распознать номерной регистрационный знак с точностью до 90 процентов. [11]

Рисунок 6 Арена (передвижной)

5) «Паркон» (рис. 7) - уникальная технология автоматического контроля правил парковки и других нарушений ПДД. В комплект входит видеомодуль, устанавливаемый в патрульном автомобиле, и рабочая станция, на которой выполняется обработка видео.

Видеомодуль «Паркон» представляет собой моноблочный прибор, который устанавливается на передней панели патрульного автомобиля с помощью специального кронштейна и подключается к бортовой сети автомобиля. Прибор оборудован двумя телекамерами: широкоугольной для записи дорожных знаков и дорожной обстановки, длиннофокусной для распознавания номеров. Прибор также имеет встроенный светодиодный прожектор с регулировкой уровня яркости для возможности работы в темное время суток. На лицевой панели расположен сенсорный ЖК-дисплей, кнопки управления и слот для SD-карты, на которую производится запись видео.

С помощью навигационного модуля (ГЛОНАСС/GPS) осуществляется непрерывная привязка видеоматериалов к географическим координатам и автоматическая коррекция системного времени и даты. Навигационный модуль подключается посредством Bluetooth, имеет внешнюю антенну и специально разработан для устойчивого определения координат даже в условиях плотной городской застройки [12].

Рисунок 7 Паркон (мобильный)

Мир не стоит на месте, технологии развиваются и появляются все более современные комплексы фиксации ПДД. Учреждении «Региональный навигационно-информационный центр» (РНИЦ) развивается и прогрессирует, внедряя новое наиболее эффективное оборудование. Сейчас в РНИЦ на тестировании находиться несколько видов новых комплексов фотовидеофиксации, такие как:

- «Вокорд»;

- «Автодория»;

- «Скат-П»;

- «Кордон» (передвижной)

Самый распространённый вид нарушения ПДД на участке дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный», является превышение допустимой скорости движения, который может привести к негативным последствиям. По данным ГИБДД на данном участке дороги 2017 году зарегистрировано 26 ДТП, в том числе 10 из них с пострадавшими. Наибольшее количество ДТП происходит в период времени с 7:30 до 15:00.

Основываясь на анализе этих данных, а также в целях снижения дорожно-транспортных происшествий данный участок контроля предоставлен «Центром автоматизированной фиксации административных правонарушений» (ЦАФАП) ГИБДД по Саратовской области для фиксации нарушений ПДД. В связи с этим ЦАФАП был утвержден заказ-наряд на выполнение работ по установке комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД по адресу: г.Саратов, ул.Тархова, 49/2 в направлении ул. Прудовая, ул.Мысникова.

На основе заказ-наряда, руководства по эксплуатации оборудования автоматической фиксации нарушений ПДД, а также ГОСТа Р57144-2016 и 57145-2016 были установлены, на аварийно-опасном участке дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный», камеры фотовидеофиксации правонарушения.

Рисунок 8 Актуальность создания автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений ПДД

Рисунок 8 Меры, направленные на решение проблемы

Участок дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный» (рис. 8) протяженностью 3,5 км , имеет категорию дороги III (табл.1). Основываясь на пункт 10.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ), разрешенная максимальная скорость на данном участке составляет 60км/ч, так как он находиться в населенном пункте.

Рисунок 9 Участок дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный»

Таблица 1- Категории дорог

Наименование

Ед. измер.

Категории дорог

I

II

III

IV

V

Число полос движения

шт.

4 и более

2

2

2

1

Ширина полосы движения

м

3,75

3,75

3,5

3

-

Ширина проезжей части

м

15 и более

7,5

7

6

4,5

Ширина обочины

м

3,75

3,75

2,5

2

1,75

Ширина земляного полотна

м

27,5 и более

15

12

10

8

На данном участке дороги дорожное полотно находиться в хорошем состоянии. Большой угол обзора, небольшая интенсивность движения и широкая двухполосная проезжая часть “прибавляет” уверенности некоторым недобросовестным водителям, так называемым “лихачам”, в последствии чего они нарушают пункты 10.1,10.2 и 10.5 ПДД РФ, т.е. превышают допустимую максимальную скорость. Из-за того, что водители нарушают скоростной режим, чаще всего и происходят аварии, так как они не успевают среагировать и принять правильное решение в опасной ситуации для предотвращения ДТП [13-16].

Проанализировав участок дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный», мною было выбран данный участок контроля для проведения анализа работы системы фотовидеофиксации по адресу: г.Саратов, ул.Тархова, 49/2. Схема установки камеры представлена на рис.10 и 11.

O-комплекс фотовидеофиксации

Рисунок 10 Схема расположения комплексов фотовидеофиксации на карте “Яндекс карты”

O-комплекс фотовидеофиксации

Рисунок 11 Схема расположения комплексов фотовидеофиксации на карте “Яндекс карты” в режиме “Панорамы улиц и фотографии”

С 1 марта 2018 года на данных участках контроля (рис.11 и 12) установлены два комплекса «Крис-П», которые осуществляют фиксацию нарушений ПДД в обоих направлениях. Это оборудование эффективно справиться со своей задачей на данном участке дороги, так как удовлетворяет своими техническими характеристиками и экономически выгодно.

Работа комплексов «Крис-П» будет осуществляться ежедневно, в период времени с большей интенсивностью движения - с 7:30 до 16:30 (8 часов в день). Обслуживание комплексов фотовидеофиксации ПДД осуществляться двумя операторами РНИЦ посменно.

С 1 марты 2018 года были установлены два фоторадарынх передвижных комплекса «Крис-П» по адресу: г.Саратов, ул.Тархова, 49/2. Рассмотрим эффективность работы данного оборудования за промежуток времени с 1марта по 1июня 2018 года в таблице 2.

Таблица 2 – Статистика аварийности на участке дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный»

Наименование

Март

Апрель

Май

Количество нарушений ПДД

3865

2928

1852

Количество ДТП

6

3

0

Количество раненых

2

1

0

Количество погибших

0

0

0

Проанализировав данные в таблице 2, мы видим, что с 1марта по 1июня 2018 года количество нарушений ПДД снизилось на 52%, количество ДТП на 100%, а количество погибших и раненых удалось полностью исключить. Наглядно изменения можно увидеть на рисунке 12 и 13. В связи с этим можно сделать вывод о эффективной работе данных фоторадарных комплексов «Крис-П».

Рисунок 12 График количества нарушений ПДД на участке дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный»

Рисунок 14 График аварийности на участке дороги «п.Солнечный-п.Юбилейный»

В результате можно достичь улучшения транспортной ситуации и повышения уровня безопасности дорожного движения, что очень важно на дорогах нашего города и всего мира в целом.

Суммарные потери от одного ДТП составляют [17]:

СДТП = (n1i+n2i+…+nmi), (1)

где п1i- потери на доставку, восстановление и ремонт повреждений ТС, а также потери из-за простоя ТС с момента ДТП до его восстановления в рублях;

п2i - потери от порчи грузов в результате ДТП, руб.;

п3i- затраты на ремонт поврежденных автомобильных дорог и сооружений;

п4i, - затраты, связанные с нарушением условий движения в зоне ДТП и с последующей очисткой проезжей части;

п5i, - затраты органов ГИБДД на расследование оформленных материалов по ДТП, ведение дознания, вызов свидетелей;

n6i- потери от вовлечения человека в ДТП;

i- число ТС, попавших в ДТП, грузов, людей, включенных в 1 ДТП.

Сделаем расчет ДТП, в котором участвовало 4 легковых автомобиля марки «BMW», «Skoda», «Volkswagen», «Audi» и 6 человек (все 6 получили легкие ранения) (рис.15):

СДТП = (n1i+n2i+…+nmi) = 10 503 + 614 + 1624 + 4 * 31550 + 6 * 28100 = 307 541 руб.

Рисунок 15 ДТП с участием четырех легковых автомобилей и шести человек с легкими ранениями

Так же, сделаем расчет ДТП (рис.5.3), в котором участвовало два легковых автомобиля марки «Ford», «Reno» и один человек получил легкое ранение, так же был поврежден дорожный знак, бордюрный камень:

С ДТП = (n1i+n2i+…+nmi) = 28100 + 2 * 31550 + 1250 + 4320 = 96 770руб. - составят суммарные потери от ДТП с незначительными повреждениями.

Рисунок 16 ДТП с участием двух легковых автомобилей и одного человека с легкими ранениями

(307 541+96 770)/2=202156 руб. - средние потери от ДТП.

Таким образом, система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, является неотъемлемой частью АПК «Безопасный город». Работа данной системы значительно сказывается на безопасности движения по дорогам. Существенное снижение количество дорожно-транспортных происшествий, показывает большую значимость использования таких комплексов.

В г. Саратове Распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 2446-р было принято утвердить концепцию построения и развития АПК «Безопасный город». Как отмечалось в протоколах совещания рабочей группы по данному проекту в 2015-2016 гг., реализация проекта не соответствует ранее заданному плану по срокам реализации и внедрения системы. Технические средства и системы обеспечения безопасности не в полной мере реализованы, что не соответствует определенным требованиям комплекса. Но, поскольку изначально были заложены сети передачи данных, так называемый фундамент, система имеет большой потенциал для внедрения дополнительных источников передачи данных. С этой целью предполагается, помимо использования одной из ветви комплекса – фотовидеофиксации ПДД, поэтапно ввести видеонаблюдение по районам города, добавить комплекс ЖКХ вместе с контролирующими ведомственными организациями и т.д. При планомерном развитии каждого элемента системы будет развиваться в комплексе «умная» и безопасная городская среда.

Список использованных источников

Решения для коммуникационных сетей «Протей». Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» [Электронный ресурс]. – URL http://www.protei.ru/upload/doc/B_BG_new_2017_web.pdf

Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 2446-р [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/media/files/OapBppc8jyA.pdf

Вдовин, С.П. Фотовидеофиксация правонарушений в рамках аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» / С.П. Вдовин, Д.В. Воробьев // Вестник Уральского финансово-юридического института. – 2016. - № 1 (3). – С. 8-13.

Елисеев, А. В. Управление комплексной автоматизированной информационно-аналитической системой (КАИАС) «Безопасный город» в деятельности органов внутренних дел [Электронный ресурс] / А. В. Елисеев, М. М. Сальников // Полицейская и следственная деятельность. – URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_733.html

Молчанов П.В. Возбуждение дела об ад-министративном правонарушении: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. — С. 214.

Кошелкин С.Ю. Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009. — С. 219.

Головко В.В. Административно-юрисдик- ционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. — С. 404.

Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов./ – 5-е изд., перераб. и доп. – М..: Трансп., 2001. – 247 с.

Официальный сайт УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве [Электронный ресурс]. — URL: http://gibddmoscow.ru.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени- ях: ФЗ от 24.07.2007 г. №210 (ред. от 01.07.2011 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Шергин А.П. Административная юрисдик- ция. — М., 2009. — С. 35.

Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения: учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. -М.: Академкнига, 2005. -279 стр

Дрыжак С. А. Эффективность размещения комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в процессе эксплуатации / С. А. Дрыжак // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов. — М.: НИЦ ВДД МВД России, 2011. — (вып.11). — С. 3–6.

Каплунов А. И. Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12.9 КоАП РФ, выявленные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-, киносъемки и видеозаписи / А. И. Каплунов. — Материалы всероссийской научной конференции. — Омск: Омский юридический институт, 2012. — 190 с.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: по сост. на 07 мая 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — N 1 (ч. 1). — Ст. 1.

Костылев А. К. Процессуальное обеспечение административной ответственности: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.- 272 с.

Справочник по безопасности дорожного движения / [Р. Эльвик, А.Б. Мюсен, М. Во; пер. [с норв.] под ред. В.В. Сильянова]. -М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. -754 стр.

Просмотров работы: 612