Гостиничный бизнес – это динамично развивающаяся отрасль современной туриндустрии. Развитие туризма невозможно без наличия современной, комфортабельной, удовлетворяющей потребности туристов гостиничной базы. В связи с этим особое значение приобретают вопросы подготовки специалистов в сфере гостиничного дела.
Гостиничный сервис является одним из видом сервисной деятельности. Особенности его связаны с тем, что он опирается на принципы гостеприимства. Гостеприимства – это радушие в приеме и угощение посетителей, «странноприимство» (В.И. Даль). Возникнув на ранних стадиях истории человечества как социальный институт, обеспечивающий защиту, прием и заботу вне дома, гостеприимство постепенно превратилось в выгодную и нужную в общество коммерческую сферу деятельности.
В ХХ веке с усложнением темпа жизни, с развитием общества потребления изменилась и концепция отеля, который из средства размещения и питания превратился в современный центр досуга, развлечения, оздоровления, проведения деловых встреч. Современное гостиничное предприятие удовлетворяет различные социально-культурные потребности клиента: потребность в получении информации удовлетворяется предоставлением доступа к интернету, телевидению, радио; потребности в рекреации и развлечении – наличием SPA-зоны, анимационными программы; потребности в получении необычных, ярких впечатлений – появлением нетрадиционных средств размещения, разнообразным ассортиментом дополнительных услуг и пр.
В настоящее время понятие «гостеприимство» имеет высокую социальную значимость и играет важную роль в межкультурном общении.
Этимология слова «гостеприимство» (лат. Hospitium, hospitalitas) восходит к общеиндоевропейскому корню и связана с родственными понятиями hospes/hostis. Тогда этим словом называли «врага», «чужого человека», «чужеземца, нарушающего границы». Прямой потомок латинского «врага», французское hotel – «постоялый двор», «гостиница». По мнению Воронковой Л.П. «термин «гостеприимство» происходит от старофранцузского слово «hospis», что означает странноприимный дом». (Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие. – М.:ФаирПресс, 2004 . – С. 17.)
Анализ содержания понятия «гостеприимство», приведенный авторами толковых словарей русского языка позволил заключить, что в русском языке гостеприимство принимается как «радушное отношение к гостям», «любезный прием гостей, хлебосольство», то есть гостеприимство понимается как 1) качество характера человека; как процесс, включающий «приём, угощение, развлечение гостей» и 2) как «собирательное понятие, которое соотносится с разнородной совокупностью предметов и понятий различного типа», обозначающих радушие, хлебосольство, приверженность традициям, типы еды и питья – и представляет собой знаковое образование.
Гостеприимство – феномен кросскультурный и трансисторический. Основы гостеприимства стали зарождаться в первобытным обществе при совместном использовании членами разных племен охотничьих и собирательных угодий в целях обеспечения взаимной безопасности. В условиях учащенный межплеменных конфликтов, такая безопасность была настоятельно необходимой. Значение гостеприимства для межплеменного обмена отражено в древнерусском слове «гость», имеющего также значение «купец». Правовой кодекс и этикет гостеприимства, предписывающий предоставлять любому гостю кров и пищу, заботится о нем, выполнять все его просьбы, мстить за ущерб его личности и имуществу характерен для многих народов древности. Так, у арабских кочевников, прикоснувшийся к шатру, становился гостем и оставался им на протяжении трех суток, после чего лишался прав гости и, если не обзаводился хозяином, мог быть ограблен и убит.
Со временем, культура начала меняться и начались торговые отношение между народами, что привело к открытию большинство гостевых домов. Например, в Великой Шелковой Пути находился более 2000 гостевых домов. Именно те времена развивались, гостиничные услуги такие как, уход за конем, временные, охраняемые склады и тд., которые в тот момент были актуальными для проезжих купцов.
В Средние века гостеприимство приобрело другую функцию - повинность нижестоящих определенное время содержать вышестоящих и их гостей. Например, на Северном Кавказе феодально-зависимые крестьяне кормили и обслуживали челядь гостя своего феодала, а сами феодалы подолгу гостили у вассалов. Развитие путешествий стимулировало оформление гостеприимство как социального института, сначала как церковного (создание «странноприимных домой» - хосписов), а позже как торгового (индустрия приема).
В современную эпоху гостеприимство не имеет правовой регламентации, и подход к нему часто существенно различается. Скажем, усельские жители радушно примут неожиданного гостя, горожане же – только званного на определенное время. Однако в целом требование заботы о госте прочно удерживается всеми народами как одна из ценнейших традиций повседневной культуры. Говоря о причинах становления феномена гостеприимства, американский исследователь Дж.Уокер полагает, что «для того, чтобы выжить в разомкнутом мире, он (человек) должен либо уничтожить их (иноплеменников) всех, либо стать «своим среди чужих», то есть быть допущенным к временному пребыванию в этом пространстве теми, для которых оно является замкнутым, и даже получить их поддержку и помощь в обмен на гарантию такого же отношение к себе, когда они окажутся на вашей территории. Это и есть ничто иное, как гостеприимство». Лингвист Бенневист, проследив эволюцию терминов, относящихся к гостеприимству в древних обществах, приходи к выводу, что в гостеприимстве можно выделить два основополагающих компонента: обмен дарами и опасность, которую несет собой гость. Таким образом, гостеприимство призвано решать две задачи: сплочению с «чужим» и защита от «чужого». Итак, гостеприимство как один из древнейших социальных институтов эволюционировал, пройдя путь от гостеприимства как философии взаимности к гостеприимству как сервису за вознаграждение.
Рассмотрев этимологию понятия гостеприимства, сделав краткий исторический экскурс, можно сказать сфера предоставление услуг в гостиничном деле развивалась еще с древних времен и продолжает до настоящего. С развитием культуры туризма, развивается и гостиничный бизнес. А это говорит, о огромном потребности личных услуг, сервиса. Чем выше поднимается общественная культура, тем выше поднимается и сервисная деятельность. А гостиничный сервис является важным компонентом в целом сервисной деятельности.
Список литературы и информационных источников:
Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2004
Агафонова Л Г, Агафонова О С Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес: ценообразование, конкуренция, государственное регулирование: Учебное пособие - М.: Знание Украины, 2002 - 352 с.
Бородина ВВ Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент - М: Книжный мир, 2001 - 165 с
Велединский В.Г. Сервисная деятельность: Учебник / В.Г. Велединский. - М.: КноРус, 2013. - 176 с.
Вирич М.С. Техническое и технологическое оснащение предприятий гостиничного сервиса / Конспект лекций. — Санкт-Петербург, ГОУ ВПО СПб ГИЭУ, 2010. — 86 с.