В изучении школьного курса математики, впрочем, как и любого другого предмета, существуют объемные, достаточно однообразные, но одновременно базовые основополагающие темы. Одной из них является изучение таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка.
Важным звеном в изучении таблицы умножения является формирование мотивации к данному виду деятельности, мотивации учения вообще, ориентированной на удовлетворение интересов, познавательной активности детей.Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучат считаться с интересами товарищей.
Развитию познавательной активности при изучении таблицы умножения способствует умелое использование игровых ситуаций, дидактических и сюжетно-ролевых игр, задач в стихах, задач-шуток, загадок, ребусов и других элементов занимательности.
Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Так, стихотворение С.Я. Маршака «Дважды два» помогает учащимся в игровой форме сделать первые шаги в освоении таблицы умножения.
Таблица
Умножения
Достойна
Уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире —
И все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Эти строки стихотворения помогают ученикам понять, что таблица умножения верна всегда, независимо от нашего настроения или каких-то событий, именно поэтому она и достойна уважения, т.е. ее надо учить и уметь применять.
Большой интерес при изучении таблицы умножения вызывают игры: «Ролевая игра», «Цветик-семицветик», «Садовники», «Веселые художники», «Не скажу», «Чей ряд лучше?» и тд. Особо хочется выделить игры, связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Отвечай не зевай», «Решето», «Пересадки». Опишем некоторые названные игры.
Чей ряд лучше? Дети или учитель выбирают из каждого ряда по 2 ученика. Выбранные ученики стоят напротив своего ряда, а учащиеся быстро по порядку, как сидят, задают им примеры на умножение и деление. Отмечаем, кто решил больше примеров.
Игра проходит в быстром темпе, детям нравится задавать примеры и решать их. При подведении ряд – победитель поднимается, класс громко произносит “Молодцы!” и хлопает в ладоши.
Пересадки. Эта игра проводится для того, чтобы учащиеся лучше усвоили названия компонентов действий. Учитель задает вопросы вида: «Как называются числа при умножении? Как называются числа при сложении?» Ученик, ответивший правильно на данный вопрос, пересаживается на отдельный стул, ученик, ответивший правильно на второй вопрос, занимает место первого ученика и т.д., в конце игры подводится итог. Учитель говорит: «Кто пересаживался? Вы молодцы, хорошо знаете названия компонентов. Садитесь на свои места».
Ролевая игра. Ученики первого ряда представляют первые множители, второго ряда — вторые множители, третьего ряда — произведения. Первый ученик из первого ряда встает и говорит: «Первый множитель 5». Первый ученик из второго ряда встает и говорит: «Второй множитель 4». Первый ученик из третьего ряда встает и говорит: «Произведение 20». Затем встают вторые ученики каждого ряда и продолжают игру.
Садовники. На листе бумаги нарисовано дерево-яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. Кто больше успел решить и записать примеров, то следовательно, и больше сорвал яблок”
(Также «Нарядим ёлку», «Нарви букет»).
Игра с мячом Отвечай не зевай! Учитель задаёт классу вопросы, например увеличьте число 7 в 5 раз; уменьшите число 20 в 4 раза; делимое 16, делитель 4, найти частное и т. д. Учитель ходит между рядами парт, задаёт вопрос и бросает большой яркий, но лёгкий мяч любому ученику. Все ждут, обдумывая ответ. Ученик ловит мяч, отвечает и быстро возвращает мяч учителю.
При верном ответе учитель бросает мяч другому ученику и игра идёт в быстром темпе. Класс следит за ответом. Если ответ неверный, учащиеся сигнализируют одним из указанных способов (поднимают красный кружок, хлопают в ладоши 3 раза, поднимают руки и два – три раза сжимают пальцы в кулики и др.). Учитель сразу видит реакцию класса на ответ товарища, снова повторяет вопрос и бросает мяч.
Игра принимает более острый характер, если соревнование проходит по рядам. Побеждает тот ряд, ученики которого меньше сделают ошибок.
Эта игра, помимо отработки таблицы умножения, способствует выработке быстрой реакции и снятию у детей утомления.
Решето. Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например, на 3: первый ученик — 3 · 2 = 6, второй — 3 · 3 = 9 и т.д. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т.е. остается «в решете».
Вариант. Можно играть разделившись на две команды. При подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.
Цветик-семицветик. На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок «цветика-семицветика».
Учитель читает:
«Лети, лети, лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг...
возвращайся, сделав круг”
Дети хором.
«Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!»
Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепестки решают примеры. Класс следит за отвечающими. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется больше лепестков, больше правильных ответов, может нарисовать “цветик-семицветик” и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.
Для того чтобы освоение таблицы было более успешным, можно использовать различные приемы проверки знаний:
— математические диктанты с использованием веера;
— карточки для парной работы (на одной стороне карточки записаны 12 примеров. На другой стороне — ответы. Около каждого примера сделано круглое отверстие. Первый ученик смотрит на пример, называет ответ и вставляет карандаш в отверстие. Второй проверяет, правильно ли назван ответ, и т.д. Затем ученики меняются ролями);
— перфокарты;
— маленькие карточки; с одной стороны написан пример, а с другой — ответ. Ученик смотрит на пример, называет ответ, переворачивает карточку и проверяет себя);
— домино.
В заключение подчеркнем, что результативный и интересный урок, по мнению педагогов и учащихся, отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной
деятельности.
Список использованных источников
Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учебное пособие / А. В. Белошистая. – Москва : Владос, 2005. – 138 с.
Истомина, Н. Б Практикум по методике преподавания математики в начальных классах : учебное / Н. Б. Истомина, Л. Г. Латохина, Г. Г. Шмырёва. – Москва : Просвещение, 1986. – 176 с.