В Российской империи XIX века – начала ХХ века были распространены государственные и негосударственные образовательные учреждения. Все государственные учреждения были подчинены Министерству народного просвещения. Образование было представлено тремя ступенями образования: школьное, среднее и высшее. Школьное образование было представлено следующими типами училищ: приходские (начальные народные) - для крестьян, уездные (городские) преимущественно для городского населения, губернские (гимназии) для дворян и чиновников. К концу XIX века в Российской Империи действовало 14 учебных округов, соответственно гимназии открывались только в крупных городах этих округов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Харьков, Одесса, Варшава и д.р.
Средние звено было представлено лицеями, которые были открыты: в Москве, Санкт-Петербурге. Царском Селе, Одессе, Нежине, Ярославле, обучение в которых составляло лет. Высшее образование получали в университетах, которые пользовались большой автономией: судейское невмешательство в процессы обучения, внутренние выборы ректора и профессорско-преподавательского состава, право назначать учителей в училища и гимназии своего городского округа. Университеты действовали в следующих крупных городах: Москва, Одесса, Дерпт, Казань, Санкт-Петербург, Харьков, Киев, Новороссийск, Томск, Варшава. Финансирование данных учебных заведений осуществлялось за счет государственного бюджета. С разрешения правительства возникли Женские курсы, которые были открыты в Москве и Санкт-Петербурге.
В начале XIX века распространение получили коммерческие образовательные учреждения: коммерческие училища и гимназии, находившиеся в ведении Министерства народного просвещения и Министерства финансов. Главным источником финансирования такого типа образовательных учреждений была плата за обучение. В начале ХХ века появились и коммерческие университеты в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. Кроме государственных учебных заведений, в России было развито частное образование.
С приходом к власти большевиков началась реорганизация системы образования, упразднялись частные школы, образование становилось бессословным и бесплатным, народные училища становились едиными трудовыми школами, произошло отделение школы от церкви, а церкви от государства, Министерство народного просвещения было заменено Народным комиссариатом просвещения РСФСР, в ведомстве которого находилась теперь вся система образования.
Литература: Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. «Просвещение», Москва, 1982 г.