СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ HR-МЕНЕДЖМЕНТА В ИНДУСТРИИ СЕРВИСА КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ HR-МЕНЕДЖМЕНТА В ИНДУСТРИИ СЕРВИСА КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Марков Д.С. 1
1ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большинство развитых стран переходят от специализации экономики на производстве продукции к специализации на рынке услуг. Если рассматривать сущность данного понятия, то оно будет иметь следующее определение. Сфера услуг – часть экономики, осуществляющая обеспечение спроса населения в определенных услугах на коммерческой и некоммерческой основе [1, c.195].

Соответственно, в данной работе будет рассматриваться лишь коммерческая основа для оказания услуг в России как перспективный сектор развития экономики. В этих рамках следует выделить функции, которые, в теории, выполняет сектор услуг в национальной экономике. В исследовательской литературе выделяются следующие функции:

- воспроизводственная функция – сектор услуг является базисным компонентом для количественного и качественного развития рабочей силы в стране;

- обеспечительная – в условиях автоматизации процессов и уменьшения спроса на рабочую силу сектор услуг позволяет создавать новые рабочие места для возможности обеспечения населения личными доходами;

- социально-коммуникационная – сфера услуг позволяет оптимизировать взаимодействие между отдельными людьми через оптимизацию их временных затрат и получаемых навыков. Использование в жизни профессиональных услуг другого человека позволяет специализировать силы конкретного работника в определенном виде деятельности, тем самым повышая качество рабочих ресурсов на микроуровне;

- функция сглаживания региональных диспропорций – развитие сектора услуг позволит сгладить изначальное экономическое неравенство в регионах за счет отсутствия необходимости использования в его развитии специфичных ресурсов;

- интегрирующая функция – развитая сфера услуг позволяет обеспечить гармоничное развитие экономики по отраслям через систему связей и взаимозависимости;

- аккумулирующая функция – сфера услуг позволяет активизировать и ускорить оборот денежных средств в экономике за счет увеличения объемов трат населения на оплату оказываемых услуг [2, c.28].

Представленные функции позволяют вынести утверждение о том, что сфера услуг является своеобразным базисом национальной экономики, выполняющим обеспечительную и стимулирующую роли в экономике. Далее проведем анализ динамики развития объемов сектора услуг в России (рисунок 1).

Рисунок 1 - Анализ динамики объема оказанных населению платных услуг в РФ

Источник: составлено автором на основе источника [4]

Анализ динамики объема сферы услуг в РФ позволяет убедиться в стабильном росте данного сектора экономики России. Однако, начиная с 2013 года, данный показатель показывает стабильное уменьшение темпов прироста объемов, что можно считать негативной тенденцией в долгосрочной перспективе. Если же рассматривать долю данного сектора в общей доле ВВП России, то, если в 2011 году данная доля составляла 9,19%, то в 2017 году – уже 10,98%.. Однако стоит провести анализ лидеров по доле данного сектора в ВВП с целью понимания его объемов у стран лидеров и их статуса в мировом хозяйстве (рисунок 2).

Рисунок 2 – Доля сектора услуг в ВВП стран мира – лидеров по данному показателю

Источник: составлено автором на основе источника [5]

Как видно из рисунка 2, сектор услуг не является определяющим фактором для отнесения стран к развитым. Однако, такие развитые страны, как США, Великобритания, Франция и Бельгия имеют долю сектора услуг в общем объеме ВВП более 70%.

Далее проведем анализ структуры сектора услуг в РФ (рисунок 3).

Рисунок 3 – Структура сектора услуг РФ в 2017 году

Источник: составлено автором на основе источника [4]

Анализ структуры сектора услуг показал, что превалирующую долю занимают услуги медицинской системы, системы образования и гостиничного бизнеса. Также большая доля остается у иных услуг (15%), в то время как туристические услуги – лишь 7%. Если рассматривать структуру зарубежных стран, то там превалирующее место так же остается у образования и медицинских услуг, однако доля гостиничного и туристического бизнеса так же достигает около 25-30% в совокупности [5].

Основными факторами, влияющими на развитость сектора сферы услуг, выделяют:

- социальные и экономические условия региона, страны;

- стандарты, запросы и тенденции в сознании потребителей;

- креативность, актуальность проводимой маркетинговой политики;

- эффективность и развитость практики управления персоналом и вовлечения его в развитие общего дела [3, c.52].

Одним из важных факторов развития данных сфер мы считаем систему принятых в национальной практике методик HR-менеджмента как методик эффективной организации работы персонала.

Проведем сравнительный анализ отечественной и зарубежной практик HR-менеджмента (таблица 1). Исходя из анализа таблицы, возможно выдвижение перспективных направлений развития практик HR-менеджмента как фактора, имеющего значительное место в эффективности оказываемых услуг.

Таблица 1 – сравнение национальной российской и международной практик HR-менеджмента

Показатель

Российская практика

Зарубежная практика

Подход к организации HR-менеджмента

Использование проектного подхода с краткосрочными целями и решением только краткосрочных проблем через краткосрочные методы мотивации и оптимизации

Использование системного подхода с разработкой стратегии развития персонала при использовании долгосрочных методов мотивации

Инвестиции в человеческий капитал

Пренебрежение инвестициями в начинающих сотрудников, борьба за компетентных работников на рынке, незаинтересованность в развитии компетенций конкретного работающего сотрудника

Планирование и анализ сильных и слабых сторон сотрудников, долгосрочное инвестирование в развитие сотрудников с целью соответствия их потребностям клиентов и рыночным требованиям

Использование внутренних коммуникаций

Отсутствует целевое управление внутренними коммуникациями, требуется быстрая отдача, отсутствует структура взаимодействия (имеет место лишь индивидуальный личностный подход)

Введено понятие бренда работодателя и его положение на рынке труда, используется система этики и лояльности в организации работы с персоналом, работа носит систематический целевой характер

Отношение к результатам труда

Использование принципа распределения, стремление к поощрению общего результата и дружеский взаимодействий в коллективе, отсутствие корпоративной ответственности

Разработка корпоративной ответственности в сотрудниках, поощрение наиболее эффективных сотрудников, поощрение комплексного взаимодействия сотрудников на основе трудовых отношений и взаимного уважения

Источник: составлено автором на основе источников [6, с.154], [7]

К данным направлениям будут относиться:

проблемы HR-менеджмента в РФ:

- составление стратегий развития человеческого капитала в отдельных организациях на долгосрочную перспективу;

- прерогатива развития компетенций имеющегося штата сотрудников вместо предпочтения инвестиций на замену данного штата;

- внедрение практики использования бренда работодателя и системы внутренних коммуникаций в системе развития трудовых ресурсов отдельной организации и маркетинговой политике;

- вовлечение коллектива организации в разработку маркетинговых стратегий;

- внедрение практик разработки системы поощрений, программ лояльности и развитие общего корпоративного духа.

Список источников и литературы:

1. Пузакова А. А. Развитие рынка платных услуг в России и Пермском крае // Молодой ученый. - 2016. - №16. - с. 195-200.

2. Еременко А.Е. – Функционал сферы услуг в условиях современной экономики России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - №23 (260) – с.27-32

3. Смирнов В. А. Факторы эффективного развития гостиничного бизнеса // Молодой ученый. - 2018. - №30. - c. 52-54.

4. Официальный сайт службы федеральной статистики – Розничная торговля, услуги населению, туризм [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

5. Аналитический портал «TimeGraphics» - Торговля услугами в % от ВВП [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://time.graphics/ru/statistic/wb277215

6. Каргина Р. Ю. Проблемы и перспективы развития российского менеджмента [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 153-155.

7. Захарова Т.И., Стуканова И.П. – Особенности HR-менеджмента в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf 

Просмотров работы: 17