Проблема привлечения родителей в управление образовательным процессом - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема привлечения родителей в управление образовательным процессом

Миллер А.И. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из важных особенностей современного этапа развития российского образования заключается в том, что родители призваны играть особую роль в общественно-государственном управлении образовательными организациями. Именно поэтому проблема привлечения родителей в управление дошкольной образовательной организации на данный момент является очень важной.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой дошкольной образовательной организации, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей [4].

Понятие «включение родителей», нашло свое отражение в работе Б. Тайзард, где под включением понимается осмысленная, активная деятельность родителей в работе детского сада.

В теории и практике управления образованием, функцией которого является планирование, понятие «включение» трактуется как степень влияния членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы школы.

Также термин «вовлечение» рассмотрен в ряде толковых и психолого-педагогических словарей. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет «вовлечение» как «действие» [3].

Словарь под редакцией В.Н. Тришина определяет синонимы «вовлечения», которыми являются включение, привлечение, призыв, приглашение, вовлекание, завлечение, завлекание [1].

В словаре С.И. Ожегова понятие «вовлечение» происходит от глагола «вовлечь» во что - то. Оно означает «побудить, привлечь к участию в чем-то» [2].

Таким образом, «вовлечение» - это взаимовыгодное и добровольное взаимодействие, в случае, когда все стороны заинтересованы в конечном результате этого взаимодействия или в самом процессе взаимодействия.

Привлечение родителей в управление дошкольной образовательной организации можно рассматривать с разных позиций. Первая из которых - это привлечение родителей в образовательный процесс.

В связи с модернизацией системы дошкольного образования, на одно из ведущих мест, при современных условиях деятельности дошкольной образовательной организации, выдвигается взаимодействие с родителями воспитанников, оно нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Именно поэтому вовлечение родителей в педагогический процесс должно быть наиболее полным, в этом случае, переход от сотрудничества по обмену информацией и авторитарной пропаганды педагогических знаний к взаимодействию и сотрудничеству, как к межличностному общению педагога с родителями пройдет наиболее успешно.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач образовательного учреждения. Проблемой для педагога являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

По мнению О.Л. Зверевой, вовлечение необходимо рассматривать в контексте активного участия родителей в различных мероприятиях ДОО, как составляющую взаимодействия. Именно поэтому вовлечение родителей в педагогический процесс организации называется «открытость детского сада «внутрь».

Т.В. Кротова выделяет следующие направления по вовлечению родителей в образовательный процесс:

1. Информационно-аналитическое (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей)

2. Наглядно-информационное (раскрытие сути любой важной информации для родителей)

3. Досуговое (совместные мероприятия с родителями, для создания доверительных отношений) [5, с. 123].

Вторая сторона вопроса - это привлечение родителей в управление дошкольной образовательной организации через создание коллегиальных органов управления.

Согласно Закону РФ «Об образовании» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Для этого в управление ДОО создаются такие коллегиальные органы как: попечительский совет и родительский комитет.

Попечительский совет – это государственно-общественный орган управления образованием, обладающий правом распорядителя фонда развития дошкольной образовательной организации, одна из форм самоуправления образовательного учреждения.

Попечительский совет является инновационным органом в деятельности дошкольных образовательных организациях. Его можно рассматривать как: самостоятельное юридическое лицо, которое зарегистрировано в установленном Законом порядке или как орган, использующий расчетные счета самой дошкольной образовательной организации.

В состав попечительского совета могут входить участники общеобразовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников и иные физические лица, а также представители органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности [4].

Попечительский совет должен обеспечивать взаимодействие родителей с администрацией дошкольной образовательной организацией, информировать родителей обо всех новшествах в дошкольной образовательной организации, о выполнении локальных актов и выполнении муниципального задания на услуги дошкольного образования в целом [4].

Также в детском саду создаются родительскими комитеты. Родительский комитет – это орган самоуправления, который решает вопросы разного уровня с администрацией дошкольной образовательной организации, а также департаментом и другими структурами, отвечающими за организацию работы с детьми [5, с.316].

Цель родительского комитета: обеспечить постоянную и систематическую связь детского сада с родителями (законными представителями), содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Родительский комитет осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОО по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОО, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива дошкольной образовательной организации по вопросам образования (обучения и воспитания), оздоровления и социализации воспитанников [5, с.317].

Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (родителей, всего общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов дошкольного образования. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами дошкольной образовательной организации. Можно сделать вывод, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной образования говорит нам о том, что родители являются равноправными участниками образовательного процесса. Именно поэтому на данном этапе развития образования необходимо привлекать родителей в управление дошкольной образовательной организации.

Список используемой литературы:

1. Словарь- синонимов В.Н. Тришина. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://trishin.net/

2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.ozhegov.org/

3. Толковый словарь Ушакова. [Электронный ресурс]- режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.firo.ru/

5.Данилина, Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей [Текст] / Т.А. Данилина //Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2002.-№4- 123-128с

Просмотров работы: 643