Сама история как наука и как школьный учебный предмет до сих пор являются ареной противостояния.
Распад Советского Союза, утрата коммунистами доминантных позиций открыли перед отечественными учёными-историками, педагогами, методистами, школьными учителями истории возможность открытого диалога, выявления исторической истины и ее адекватного отражения, включая содержание образования.
Однако и сама историческая наука, и школьные учебники по истории содержат различные, порой исключающие друг друга трактовки самых известных исторических фактов, что нельзя объяснить даже научным плюрализмом.
Представляется важным, что отражение ключевых вех в истории нашей страны в таком источнике знаний, как школьный учебник истории, должно выполнять как функции научного познания, но и мировоззренческие функции, учитывая аспект национальной самоидентификации.
Утвержденная в 2014 г. концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории для школы, призванная, согласно замыслу разработчиков, выступить в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы истории, содержит перечень так называемых «трудных вопросов истории России», преподавание которых в рамках школьного курса сопряжено с целым рядом трудностей и требует разработки специальных методических пособий. В число этих вопросов входит и вопрос о распаде Союза Советских Социалистических Республик.
Заслуживает внимания тот факт, что попытки создать универсальный европейский школьный учебник истории, инициированные Советом Европы, оказались безрезультатными, несмотря на то, что внедрение в процесс обучения подобного пособия способствовало бы выработке относительно согласованных концепций по отбору содержания школьного образования по предмету история.
В конце 90-х годов у части российских историков и учителей возникли ожидания, что в «новой» демократической России наконец-то историю и историографию станут рассматривалась источником обновления российской историографии, а школьные учебники по этому предмету станут своего рода образцом отбора содержания материалов и трактовок исторических событий, в том числе и распада СССР, но этого не произошло.
Исходя из сравнительного анализа отечественных и зарубежных школьных учебников истории, касающихся вопросов распада Союза ССР, можно выявить как схожие, так и противоположные позиции авторов.
В данном исследовании нам интересна историческая наука, которая является фактором формирования содержания школьного исторического образования.
В связи с этим в работе будет рассмотрена трансформация историографии постсоветского периода и её поэтапное преломлении в содержании школьных учебников России. Опираться на историографию необходимо, так как при этом появляется возможность определения, каким трактовкам основных событий в школьном учебнике истории отдаётся предпочтение, как это изложено, поскольку содержанием образования не может быть отражен весь объём научных знаний.
Также на содержание образования оказывают влияние и экстранаучные факторы – политика и идеология.1
После распада СССР в условиях широкого плюрализма мнений по вопросам советской истории, в школьные учебники начали проникать разнообразные версии, зачастую основанные на заимствованных за рубежом концепциях.2
Прежде всего, наиболее дискуссионным считался вопрос о причинах распада СССР, который и сегодня, после открытия разного рода архивов, является предметом острого научного обсуждения.
В современные учебники истории большинство авторов помещают документально обоснованные цифры.3
До сих пор причины распада Союза в российских учебниках последних лет освещались с совершенно разных позиций. Так, например, в учебнике
А.А. Левандовского и Ю.А. Щетинова в качестве центральной причины указывается невозможность верхов руководить, что совершенно определённо показывает позицию авторов по данному вопросу.4
Н.В. Загладин и соавторы в своих учебниках говорят об экономической нестабильности, как причине распада, утверждая, что «теоретическим обоснованием распада стала невозможность бывшей конфедерации удерживать экономику входящих в состав республик под контролем центра.5
В наиболее популярном учебнике для 9 класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной при описании политической составляющей распада Союза говорится, что Россия как республика избавилась от всех недовольных, создав при этом СНГ.6
Таким образом, в наиболее популярных на сегодняшний день учебниках вопрос о причинах распада СССР нельзя считать освещенным в достаточной степени, поскольку авторы не имеют согласованной позиции.
На этом фоне ярко выделяется учебник В.А. Шестакова, где предпринята попытка выделить комплекс причин распада в духе особенностей сложившейся в СССР государственной системы. При этом само слово «причины» не употребляется, но есть подробный аналитический разбор ситуации, которая была накануне и после распада.7
Как изменится ситуация после утверждения единого историко- культурного стандарта, согласно которому в 2016 году подготовлены учебники нового поколения, призванные в скором времени заменить ранее изданные книги, пока неизвестно.8
Список источников по введению:
Алексашкина Л.Н., Данилов А.А, Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: баз. уровень. М.: Просвещение, 2011.С.67
Волобуев О.В., Романов П.Н., Карпачёв С.П. История России. Начало XX – начало XXI века. 10 класс. М.: Дрофа, 2016. С.94
Данилов А.А, Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобр. учреждений. М.: Просвещение, 2012.С.39
Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А и др. Российская история. ХХ – начало ХХI века: Учебник для 9-го класса основной школы. М.: Баллас, 2009. С.39
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразоват. учерждений. М.: Русское Слово, 2007.С.121
Измозик В.С., Рудник В.С. История России: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. М.: Вентана-Граф, 2013. С.192
Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории / [электронный ресурс:] URL: http://www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdf (дата обращения 01.11.2015)
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России, ХХ – начало ХХI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2010. С.173
Шестаков В.А., М.М. Горинов, В.Е. Вяземский. История России, ХХ –начало ХХI века: 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Просвещение, 2011.
1 Данилов А.А, Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобр. учреждений. М.: Просвещение, 2012.С.39
2 Волобуев О.В., Романов П.Н., Карпачёв С.П. История России. Начало XX – начало XXI века. 10 класс. М.: Дрофа, 2016. С.94
3 Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А и др. Российская история. ХХ – начало ХХI века: Учебник для 9-го класса основной школы. М.: Баллас, 2009. С.39
4 . Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России, ХХ – начало ХХI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. М.: Просвещение, 2010. С.173
5 . Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразоват. учерждений. М.: Русское Слово, 2007.С.121
6 Алексашкина Л.Н., Данилов А.А, Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: баз. уровень. М.: Просвещение, 2011.С.67
7 Шестаков В.А., М.М. Горинов, В.Е. Вяземский. История России, ХХ –начало ХХI века: 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Просвещение, 2011.
8 Измозик В.С., Рудник В.С. История России: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. М.: Вентана-Граф, 2013. С.192