В настоящее время в сервисной индустрии маркетинг играет огромною роль, и в связи с этим, рассмотрим некоторые аспекты одной из составляющих сервиса, то есть рекламы.
Реклама — слова происходит от латинского слова «reklamare» — «извещать» или «громко кричать». На сегодняшний день реклама, являясь постоянным спутником человека, ежедневно влияя на него, играет огромною роль в жизни человеческого общества. Эта роль не ограничивается ни рамками средств массовой информации, ни даже всей рыночной деятельностью. Особенно велико значение рекламы в областях сервисной деятельности и других видах производств. Можно отметить так же ее образовательную и эстетическую роль. Проанализируем основные понятия, использующиеся в рекламной деятельности:
— рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для предпринимательство, размещения и распространения рекламы.
— распространитель рекламы – юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации, в том числе технических средств радио, телевизионного вещания, а также телеканалов связи, эфирного времени и иными способами
Знаменитый маркетолог Филипп Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного института США, дает следующее определение рекламы: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко названным источником финансирования». Это определение интересно тем, что указывает на её главную коммуникативную -составляющую.
Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она способствует увеличению роста общественного производства, объему капиталовложений и числу рабочих мест. Реклама также поддерживает конкуренцию, расширяет рынки сбыта, содействует ускорению оборачиваемости продуктов, чем повышает эффективность общественного производства. Значение рекламы в целом, может быть продемонстрировано на законе перепроизводства. Он гласит, что в экономике, производящей больше товаров и услуг, чем их может быть потреблено, реклама выполняет две основные задачи:
– информирует о различных вариантах выбора;
– предоставляет компаниям более эффективное средство соревнования за деньги потребителей.
Цель рекламы – побудить потенциального клиента приобрести конкретный услугу или товар рекламируемой фирмы. Обратимся к закону о рекламе, который регулирует рекламную деятельность.
Закон Российской Федерации от 18.07.95 г. «О рекламе» указывает на главную задачу рекламы: «Реклама, и распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать этим интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, и способствовать реализации товаров, идей, начинаний».
Это же подтверждает мировой опыт, из которого известна сила и роль рекламы. Прежде всего, она несет в себе информацию, обычно представленную в художественно-выраженной форме, эмоционально-окрашенную и доводящую до сознания и привлечения внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует упомянуть, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама.
Потребители рекламы – юридические или физические лица, до которых доводятся сведения о рекламе, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие её на них. Это осуществимо, благодаря соблюдению законов рекламы, которые мы сейчас проанализируем.
Итак, основные законы рекламы:
— Первый утверждает, что реклама стимулирует продажу хорошего товара или услуги, и ускоряет неудачу плохого.
— А второй гласит о том, что надо рекламировать только те свойства услуги или товара, которые имеются в нем в достаточном количестве. В противном случае, если товар или услуга обладает рекламируемыми свойствами в недостаточном объеме, реклама только ускорит его провал. Или же, одним из основных требований к рекламе является честность: не надо обещать клиенту того, чего выполнить не сможем. Привлечение клиента всевозможными способами и невыполнение обещаний приводит к снижению репутации и отношению к фирме. Говорят, что хороший имидж заработать легче, чем избавиться от плохого.
Особое значение и важность эти законы приобретают в сфере рекламы услуг, так как судить о качестве приобретаемой услуги клиент может только после ее использования. Если же ожидания клиента не будут осуществлены, то предприятие сервиса не сможет рассчитывать на сохранение постоянных покупателей, при этом соблюдая к рекламе следующие требования:
правдивость – реклама должна носить деловой характер, соответствовать объективной реальности, обладать единством формы и содержания, нести информацию, соответствующую действительности;
конкретность – выражается в простом, доходчивом и убедительном языке текста, продуманных аргументах и цифровых данных;
направленность – заключается в том, насколько рекламные средства обращены к конкретным слоям населения, возрастным, социальным или профессиональным группам, объединенным теми или иными интересами;
плановость – реклама является составной частью плана маркетинга на любом предприятии индустрии.
Реклама в области сервисной деятельности осуществляется на макро и микро уровнях. Реклама на макро-уровне представляет собой рекламу страны в целом как сервисной деятельностью, а также рекламу конкретных регионов страны. Её осуществляют также и муниципальные, региональные органы управления сервисом. Рекламная деятельность на макро-уровне проводится, в основном, на бюджетные средства, и на внешнем рынке осуществляется национальными туристическими предприятиями, и их представительствами за границей. Большинство стран создают рекламные компании с привязкой их к известным мировым датам, различным историческим, культурным и политическим событиям.
Реклама на микро-уровне проводится фирмами, гостиницами и другими предприятиями сервисной индустрии. Ее главная цель – продвижение на рынке конкретных услуг.
Всё проанализируемое позволяет сделать вывод о том, что российский рекламный бизнес, который находиться в начальном периоде своего развития, нуждается в качественной профессиональной работе над ним, как никто другой.
Потому что именно благодаря рекламе, сфера сервиса развивается и будет развиваться. В соответствии с этим, надо открывать новые рекламные предприятия и развивать их. Реализовывать для них рекламные рынки для открытой конкуренции и помочь им лидировать в сфере рекламы на международном уровне.
При этом надо учитывать желания потребителя, возраст, регион, и создавать качественные и всем понятные рекламные проекты и продукты.
Список литературы и информационных источников:
http://studopedia.net Современная реклама и ее задачи в области СКС и туризма
Фролов С.С. Социология организаций. Москва, 2005.
Песоцкий, Е. А. Реклама и мотивация потребителей / Е. А. Песоцкий. - М. : Дашков и К`, 2009. - 224 с.