ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куркина Е.В. 1, Смирнова И.А. 1
1ИФ РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Налоговая система является важным финансовым институтом любого государства. Она направлена на осуществление множества социальных и экономических процессов в интересах государства и общества. Государственный бюджет дает возможность политической власти управлять экономикой путем выделения денежных средств на финансирование ее структурной перестройки, на стимулирование развития приоритетных секторов экономики, на выполнение социальных программ для наименее защищенных слоев населения. Он представляется основным способом, интенсифицирующим эффективное распределение ресурсов. Оптимизация структуры правового регулирования и механизма налогообложения в условиях современной рыночной экономики обеспечивается с помощью развития налогообложения в государстве и установления ясных правил уплаты налогов и других платежей в бюджет страны, а также реализации бюджетно-налоговой политики государства.

В настоящее время на рассматриваемом этапе развития политических институтов государства устойчивая налоговая система служит наиболее действенным механизмом, влияющим и управляющим развитием экономики. Однако часто налоговая система государства, являясь весьма сложной по начислению и внесению налогов в бюджет, по системе самого ведения налогового учета, документообороту, видам отчетности и применению информационных систем для заполнения деклараций по налогам, не достаточно отвечает современным условиям. Представляется, что современная система налогообложения в государстве должна выполнять мотивационную роль, направленную на развитие производства в стране и положительно стимулируя экономическую деятельность промышленных предприятий в стране. Следовательно, эффективность налогообложения должна определяться установленным соотношением налоговых отчислений, поступающих в федеральный и региональные бюджеты, с общим объемом издержек, определяемых введением налогов в государстве, сбором общих сумм налогов, в том числе в отношении к каждому конкретному типу налога. Тем самым, создание стабильной налоговой системы является одной из главных задач, стоящих перед финансовыми институтами государства. Решением этой важной задачи может служить эффективное налогообложение, которое можно реализовать путем гармоничного сочетания выбранных налоговых механизмов с формулируемыми государством целями для управления экономикой страны.

Необходимо отметить, что в сфере налогообложения в настоящее время существует ряд актуальных проблем, требующих оперативного решения. Одна из проблем состоит в том, что в Российской Федерации все еще велика доля так называемой теневой экономики и распространены способы уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему государства значительной доли налоговых поступлений, но и способствует неравной несправедливой конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в априори невыгодные экономические условия.

Заметим, что доходы любого бюджета характеризуют финансовые потоки, поступающие в бюджет, а расходы – потоки, выходящие из него. Поэтому высокая степень зависимости от конъюнктуры на внешних рынках находит свое выражение, в первую очередь, в том, что в российской экономике за последние 3 – 4 года обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части федерального бюджета поставками сырья на экспорт, прежде всего, нефти и газа.

Так по статистическим данным количество нефтегазовых доходов в общих фискальных поступлениях в федеральный бюджет в 2015 году составляла 7,717 триллиона рублей (на 5,8 % больше 2014 года), в 2016 году – 8,032 триллиона рублей[1, с. 72]. При этом согласно расчетам Министерства финансов доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет уменьшилась с 51 % в 2015 году до 50,8% в 2016 году и до 49,6 % в 2017 году.

Согласно мнению экспертов прогнозируется падение доходов бюджета до 2,5 % валового внутреннего продукта страны в период до 2020 года в связи с удорожанием процесса добычи нефти и газа на новых месторождениях в северных районах России [2, с. 94]. Заметим, что от цен на нефть существенно зависят не только нефтегазовые доходы федерального бюджета через налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины, но и поступления других, прежде всего прямых, налогов.

Наглядно структура доходов бюджета представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Структура дохода бюджета РФ, % [1, 3].

Как видно из рисунка 1, налоговые поступления занимают наибольшую долю в составе доходов. Нефтегазовые доходы занимают также значительную часть в структуре поступлений, но меньшую, чем налоговые.

Другим важным фактором, существенно влияющим на развитие российской налоговой системы, являются отрицательные демографические тенденции. Так по данным Организации Объединенных Наций доля населения России старше 60 лет должна увеличиться с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 % к 2020 году, в то время как к 2050 году число пожилых людей старше шестидесяти лет может составить треть населения страны. Все это обуславливает необходимость адаптации фискальной политики государства к старению населения и может привести к росту расходов на социальное и пенсионное обеспечение населения, на ускоренное развитие здравоохранение.

Другой существенной проблемой налоговой системы российской экономики является то, что база налогообложения и налоговые доходы весьма неравномерно распределены по регионам. Тем самым становится крайне сложно обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию российской налоговой системы. Анализ отечественной системы налогообложения и фискальных систем других развитых стран мира наглядно иллюстрирует отставание российской налоговой системы от лучших мировых практик в части ее качественных характеристик. В частности необходимо критически отметить недостаточный уровень эффективности налогообложения и ее общую прогрессивность.

Вспомним, что налоги в любом государстве и любом современном обществе являются необходимым предметом экономических отношений в современном мире. Система налогов как обособленная форма финансовых отношений обеспечивает качественное формирование прибыльной положительной части бюджетов всех уровней (федерального и региональных). Она является действенным инструментом эффективного государственного регулирования экономических и социальных отношений в государстве. При этом главная суть налогообложения в экономике заключается в том, что государство изымает часть денежной массы для формирования бюджета государства и финансовых ресурсов для направления их в наиболее важные политические, экономические и социальные программы на благо всех граждан страны.

Можно сделать вывод, что на развитие налогообложения в стране влияет состояние государственных бюджетов. В развитых странах доля местных налогов в доходах бюджетов составляет около 80 %, а в РФ этот показатель варьируется от 0,7% до 17%. Рациональная система налогообложения является необходимым условием для функционирования налоговой системы, значимость которой характеризует наличие наибольшей доли в составной части процесса управления. Управление во взаимодействии с мониторингом доходов от поступления налогов влияет на размер доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время реализуются законопроекты, целью которых является обновление налоговой системы в более рациональную, отвечающую современным реалиям. При этом учитывается международная налоговая конкуренция и экономическая ситуация, а также опыт отдельных государств.

Существуют предложения и меры по модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. От 14.11.2017)

2. Глущенко Я. С., Егорова М. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. - 252с.

3. Косарева Е. Ю. Основные направления оптимизации налоговой системы России // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых.- 2014.- Ч. 4. -232с.

Просмотров работы: 42