ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Касевич А.Д. 1, Куликова В.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной работе рассмотрена организация системы качества на примере стандартов «ISO 9000». Поэтапно разобрано внедрение системы качества. Будет выяснено, важно ли опираться на какие-либо требования или можно не опираясь на представленные стандарты создать организованную систему качества и какими принципами можно руководствоваться.

Организованная система качества на предприятии обеспечивает эффективную работу предприятия в качестве производимой продукции. При организации системы качества самыми эффективными требованиями считаются те требования, которые представлены в стандартах «ISO 9000» [4].

Сертификат на оценку системы качества требованиям стандарта «ISO 9001» добавляют к документам, подтверждающим надежность, перспективность и стабильность компании, например, таким как отчетность или стратегический бизнес–план, добавляют. Внедрение этой системы позволит получить такие преимущества, как: повышение управляемости, качества продукции и услуг, конкурентоспособность, снижение издержек [3].

Систему можно создать, не используя стандарты ISO серии 9000. Однако для ее сертификации, то есть получения документа, свидетельствующего о процессах, осуществляемых в организации, их эффективности и направленности на постоянное улучшение качества продукции или услуг, система все же должна соответствовать требованиям «ISO 9000». Поэтому организацию системы нужно рассматривать по требованиям представленных стандартов.

Развитие системного подхода к управлению качеством продукции носит всеобщий характер. В развитых странах фирмы, находясь в жесткой конкурентной борьбе, вынуждены непрерывно повышать качество своей продукции, совершенствовать методы и формы своей деятельности, обеспечивающие уверенность себе и потребителям в устойчивых возможностях поставлять продукцию высокого качества. Высокоэффективные системы качества в фирмах являются гарантией надежности этих фирм, а требование к надежности фирмы-поставщика приказывается характером современного продукта и производства [1].

Важность стандартов ISO серии 9000 заключается в определении единообразных требований к управлению организацией с точки зрения обеспечения качества ее деятельности [5].

Для организации системы в соответствии со стандартами ISO 9001, должны быть созданы следующие элементы:

1) документ, в котором описаны цели, задачи и принципы их достижения;

2) система взаимосвязанных процессов, которая соответствует политике в области качества;

3) нормативные документы, которые описывают и регулируют деятельности бизнес–процессов;

4) эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной базой;

5) подготовленный персонал организации.

При формировании всех перечисленных элементов необходимо учитывать основные принципы управления качеством. [2] Руководствоваться принципами, сформулированными в стандартах ISO серии 9000, такими как:

1) ориентация на клиента. Организации зависят от потребителей, поэтому им нужно понимать будущие и текущие потребности потребителей, а также удовлетворять их требования и стараться превзойти ожидания;

2) лидерство руководства. Менеджеры создают и поддерживают среду, в которой сотрудники полностью вовлечены в задачи организации;

3) участие сотрудников. Основную часть организации составляют сотрудники всех уровней, и их полное участие в работе компании обеспечивает возможность выгодного использования;

4) технологический подход. Результат достигается лучше, когда деятельность и связанные с ними ресурсы управляются как процесс;

5) систематический подход к управлению. Управление и идентификация взаимосвязанных программ как системы в целом связаны с эффективностью и эффективностью организации в достижении ее целей;

6) принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основаны на анализе данных и информации;

7) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, а взаимовыгодные отношения повышают способность обеих сторон создавать привлекательные условия.

8) непрерывное улучшение. В качестве одной из целей следует учитывать постоянное совершенствование деятельности организации;

На практике внедрение системы качества на предприятиях производится в 7 основных этапов:

1) этап решения руководства.

Менеджер или руководитель уведомляет сотрудников компании о принятии решения о начале проекта, а также создает основу для быстрой реализации всех других этапов. Также формулируются цели построения системы. Необходимо выделить на верхнем уровне процессы, которые необходимо контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии цели системы записываются в документе, который называется «Политика в области качества». В этом документе описываются не только цели, но и принципы, способы их достижения;

2) стадия обучения персонала.

Персонал должен изучать теорию управления качеством, стандарты ISO 9000, осваивать теорию технологического подхода, а также основные требования к внедрению системы качества. Обучение использованию системы может осуществляться либо с помощью консультантов, либо независимо, если у компании есть работник, у которого есть опыт в его настройке;

3) этап реализации программы внедрения.

Внедрение системы менеджмента качества следует рассматривать как сложный и продолжительный проект на срок до двух лет. Поэтому для облегчения внедрения следует организовать и создать программу, которая включает:

– список лиц, ответственных за каждый этап проекта. Как правило, они выбираются из числа топ–менеджеров, а также специалистов, которые лучше всего разбираются в специфике работы своих подразделений;

– описание этапов реализации;

– реализацию бюджета. Он включает как затраты на сертификацию, так и выплату консультантов в случае их участия, а также расходы на дальнейшую подготовку персонала и расходы на управление отклонением от основной работы по проекту. При размещении вы можете сделать это самостоятельно, однако отвлечь высшее руководство от основной работы, а также обучить собственных специалистов требуемого уровня, может стоить дороже, чем услуги консалтинговой компании;

– процедуру оценки внедрения системы качества. Определяются критерии, по которым руководство определяет, удалось ли достичь целей, поставленных в начале проекта. После составления программы вы можете перейти к формулировке системы качества;

4) этап оптимизации и описания бизнес–процессов.

Основой системы качества является технологический подход. Во–первых, опишите те бизнес–процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным. Например, для производственного предприятия это будет производство и продажа продукта, а также обслуживание и закупки. Описание осуществляется с использованием специализированных инструментальных компьютерных инструментов на основе информации, полученной во время переговоров с исполнителями. Описанные бизнес–процессы необходимо оптимизировать, то есть устранять все несоответствия с требованиями стандарта и дубликатов, а также разрабатывать новые в соответствии с правилами стандарта. Чаще всего в компаниях нет «оценки удовлетворенности потребителей», что необходимо по стандарту. Поэтому необходимо разработать систему показателей, а также процедуры, необходимые для осуществления и мониторинга этого процесса;

5) этап разработки нормативной документации.

Грамотно сформированные нормативные документы, положения и процедуры, обеспечивают работу системы менеджмента качества. Основой для них является, как правило, набор документов, уже существующих на предприятии, который дополняется и изменяется в соответствии с требованиями стандарта. Во–первых, на основе «Политики в области качества» подготавливается документ под названием «Руководство по качеству». В нем содержатся основные положения, регулирующие деятельность: разграничение сфер ответственности, требования к качественному обслуживанию, описание его процедур поддержки, описание процедуры подачи жалоб. Далее идет обработка документов под названием «Общесистемные документированные процедуры». В соответствии со стандартом «ISO 9001» выполните следующие процедуры:

– управление данными (отчеты);

– управление документами;

– управление продуктами, которые не соответствуют стандартам, то есть процесс определения брака и порядок его удаления;

– управление событиями, которые препятствуют возникновению несоответствий;

– управление корректирующими несоответствиями;

– аудит системы управления.

К документам, описывающим правила эффективного внедрения и планирования процессов и управления ими относятся карты маршрутизации, методы работы, описания должностных обязанностей сотрудников. Основой этих документов являются данные, подтверждающие, что требования, предъявляемые системой управления качеством, реализуются на практике. Это записи в журналах транзакций, отчеты о деятельности, то есть документальная основа для повседневной работы сотрудников. При разработке нормативных документов необходимо учитывать требование стандарта ИСО 9001 о компетенции персонала, выполняющего работу. В нормативных документах описываются процессы доступа сотрудников к нормативным документам, а также требования к компетенции персонала (например, опыт работы, уровень знаний), система мотивации сотрудников и, при необходимости, программа повышения уровня из сотрудников. Эффективное использование регулирующих элементов требует организации систем электронного документооборота;

6) этап внутреннего аудита и тестирования.

После разработки всех нормативных документов начинается пробная эксплуатация системы. Процессы можно запускать постепенно. Например, сначала реализуйте контроль процесса закупок, а затем производство. Судебная операция сопровождается внутренним аудитом, специальными процедурами для проверки работы. В начале операции процедуры проверки работы выполняются часто, раз в неделю, затем реже (один раз в месяц или квартал). Для целей внутреннего аудита необходимо исправить количественные показатели качества, например, коэффициент отклонения, уровень удовлетворенности клиентов, процент возврата, к которому необходимо стремиться. Для определения значения таких показателей обычно используются аналогичные показатели лидеров отрасли. В ходе внутреннего аудита следует выявлять несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения должны регистрироваться. Затем, следуя результатам аудита, работа сотрудников, а также нормативная документация корректируются во избежание отклонений в будущем. Вся эта работа также должна быть документирована;

7) этап сертификации.

Для обеспечения эффективности всех запланированных мероприятий проводятся внутренние проверки системы качества. График проверок составлен в зависимости от важности и статуса работы на каждом участке. Результаты аудита регистрируются и направляются руководству для оценки и корректирующих действий. После внутреннего аудита системы качества компания готовится к внешнему аудиту с целью сертификации на соответствие требованиям ISO 9000.

Чтобы сертифицировать систему качества, вы должны подать заявку в центр сертификации. Первоначально в сертификационный орган должен быть представлен ряд документов:

– заявление на сертификацию;

– все документы («Политика качества», «Руководство по качеству», диаграмма организационной структуры компании, документированные процедуры и другие разработанные документы);

– список основных потребителей и поставщиков предприятия.

Специалисты органа по сертификации в течение месяца проводят экспертизу представленных документов. Экзамен может включать посещение представителями сертификационного центра компании для проверки организации системы качества в действии. По результатам аудита составляется протокол, в котором регистрируются все несоответствия между системой и требованиями ISO 9001. В результате первого этапа инспекции обычно обнаруживается много несоответствий (обычно более ста), и задача предприятия заключается в том, чтобы как можно быстрее устранить их и доказать это сертификационному органу. Эти операции занимают не более 4 месяцев. Только после этого проводится сертификация системы качества. Если все существенные расхождения устранены, сертификат выдается предприятию (выдается около месяца). Наблюдательные (повторные) проверки системы качества проводятся органом по сертификации через регулярные промежутки времени. Они подтверждают, что компания не только внедрила систему, но и постоянно совершенствует ее. Стоимость такой проверки составляет около трети стоимости первичной сертификации.

Итак, для организации системы качества на предприятии нужно руководствоваться определенным требованиям. Самыми эффективными требованиями по организации системы качества являются требования, которые представлены в стандартах «ISO 9000». Благодаря им система качества на предприятии будет не только организованной, обеспечивающей эффективную работу предприятия, но и сможет получить соответствующий сертификат качества.

Список литературы

1. Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия [Электронный ресурс] // статья, 2016. URL: http://kylbakov.ru/page34/page38/index.html (дата обращения 20.10.2018)

2. Менеджмент качества [Электронный ресурс] // статья, 2015. URL: http://www.kpms.ru/Vnedrenie.htm (дата обращения 11.10.2018)

3. Оптимизация деятельности [Электронный ресурс] // статья, 2015. URL: https://fd.ru/rubricator/44–optimizatsiya–deyatelnosti (дата обращения 21.10.2018)

4. Пример системы менеджмента качества на предприятии [Электронный ресурс] // статья, 2015. URL: https://fd.ru/articles/6752–red–sistema–menedjmenta–kachestva–na–predpriyat (дата обращения 11.10.2018)

5. Системы менеджмента качества: основные проблемы, решения [Электронный ресурс] / О.К. Вишняков // – Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/smk–base.htm / (дата обращения 18.10.2018).

Просмотров работы: 155