ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего образования предъявляют требования к процессу обучения. Эти требования определяют необходимость в совершенствовании форм и методов обучения, выбор которых зависит как от преподаваемого предмета и темы, так и от формируемых универсальных действий [8].

Использование деятельностного подхода, применение информационных технологий в обучении школьных предметов открывают большие возможности для изобретения новых приемов обучения школьных предметов, в том числе математике. В свою очередь информационные технологии направлены на повышение мотивации и познавательной деятельности у учащихся, так как познавательная деятельность является мощным двигателем в обучении. Это особенно важно при изучении фундаментальных разделов математики, которые закладывают основу для дальнейшего изучения более сложных и абстрактных тем.

Активизация познавательной деятельности – это необходимое условие достижения нового качества образования, главным компонентом которого является формирование у обучающихся компетенций.

Исследования показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний и умений, важное место занимает их познавательная деятельность и умение учителя активно руководить ею. Работать учителю над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию математики в 6 классе.

Познавательная деятельность представляет собой стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности, имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлекс [3, С.173].

В одной из своих работ Андреев В.И. писал о том, что при выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего необходимо стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

В качестве средств активизации познавательной деятельности обучающихся 6 класса на уроках математики выступают: учебное содержание, формы, методы, принципы и приемы обучения.

Выбор средств активизации познавательной деятельности зависит от возрастных особенностей учащихся. Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование.

Обучение математике в 6 классе приходится на такой возрастной период как 11 – 13 лет. Исходя из выше перечисленной классификации возрастных периодов, ученик 6 класса попадает в период младше школьного возраста и подросткового возраста. Для того чтобы обучение математике в 6 классе было продуктивным, надо учитывать «социальную ситуацию развития», «ведущую деятельность» и «личностные новообразования». По мнению Л.С. Выгодского существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции», по мнению А.Н. Леонтьева своя ведущая деятельность, которые представлены в таблице  1.

Таблица 1

Период

Возраст

Критерии периодизации

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Личностное новообразование

Новорождённость

0-1 мес.

Взрослый – ребёнок

Физиологические отправления

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

Младенчество

1 мес. – 1 год

Взрослый – ребёнок

Эмоциональное общение

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

Раннее детство

1-3 года

Взрослый – ребёнок

Предметно-манипулятивная деятельность

Потребность в ориентировке, речь, система «Я»

Дошкольное детство

3-7 лет

Ребёнок – взрослый

Сюжетно-ролевая игра

Внутренняя позиция, соподчинение мотивов

Младшее школьное детство

7-12 лет

Ребёнок – сверстники

Игра и учение

Произвольное целеполагание

Подростковый возраст

12-15 лет

Подросток – сверстники

Интимно-личностное общение

Способность к идентификации

Юность

15-17 лет

Юноша – сверстники

Самоопределение

Чувство одиночества, первая любовь

Изучив таблицу 5, можно выделить такую ведающую деятельность для ученика 6 класса как: игра и учение, и интимно – личностное общение. Из этого следует, что при обучении математике в 6 классе важно учитывать ведущую деятельность, возрастные особенности, познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей. Чтобы процесс обучения математики был успешным нужно не только учитывать вышеперечисленные компоненты, но и постоянно стимулировать познавательную деятельность ученика, так как в данном возрасте происходит процесс смены ведущей деятельности, также появляются личностные новообразования. Поэтому для учителя является важным в данный пограничный период всеми возможными и доступными методами, средствами и приёмами постоянно активизировать познавательную деятельность ученика.

В обучении математики в 6 классе главным условием формирования познавательной активности учеников являются содержание и организация урока. Исходя из специфики учебного предмета как математика: у одних учащихся усвоение математики, а конкретно формул, понятий сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. Поэтому отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, прежде всего, приходится оценивать их с точки зрения возможности заинтересовать и поддерживать интерес к предмету.

Для эффективного усвоения и запоминания материала в школьной практике используется один из таких методов обучения, основанный на информационных технологиях, как визуализированные задачи, которые активизирует познавательную деятельность учащихся.

Само слово визуализация принадлежит к способности мозга различать предметы в образах. Визуализация представляет собой наиболее сильный инструмент добровольного внушения, который установлен в настоящий период. Мозг далеко не в силах отличить воображаемые события от истинных [2]. Для него воображаемые в уме действия считаются реальностью. Данный процесс представления элементов действительности в виде изображения с целью наибольшего удобства их понимания; привнесение визуальной формы каждому субъекту, объекту, процессу, который имеется в мысленном представлении; механическое вызывание образа; формирование конкретных, стабильных и красочных образов каждой трудности и особенности (ровно как реально имеющихся, так и сформированных в сознании автора) при поддержки технических приборов или мыслительных образов напрямую в собственном разуме, что считается мысленной визуализацией. Этот факт считается истинным.

Отражая взаимоотношения окружающей действительности, визуализация никак не способна существовать без участия вербализации.

Изображение способно выражатьмаксимальный объем информации об объекте и отношениях между объектами, нежели информация, презентованная вербально. Необходимоотметитьто, что визуальная информация воспринимается носителями разных языков почти всегда правильно. Таким образом, визуализация представляет собой универсальное средство для разъяснения и введения нового понятия. К примеру, восприятие словесной информации может вызвать недопонимание, ошибочное толкование тех или иных понятий.

Исследования визуализации дают возможность широко опираться на способность человека мысленно моделировать реалии и их взаимоотношения в окружающем мире при обучении математике. Дидактические аргументы и методические предложения согласно введению визуальных средств в ходе преподавания математике абсолютно целесообразны. На сегодняшний, визуализация основывается на изображении, будь то просто рисунок, картинка, график, фотографические статичные либо подвижные снимки независимо от степени абстрактности вплоть до электронного изображения в экране. Разнообразные типы рисунка могут демонстрировать виды визуализации в зависимости от степени взаимосвязи с предметом, изображенном на нем.

Однако сама по себе визуализированная задача еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с визуализированным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей [5].

К визуализированным задач можно отнести следующее:

математические пазлы;

таблицы;

диаграммы, гистрограммы;

кластер;

ментальная карта;

блок-схема;

облако слов;

динамические чертежи;

математические комиксы.

Примером визуализированной задачи может быть рисунок 1 и рисунок 2.

Рис. 1. Карточка с заданием для актуализации знаний

Рис. 2. Карточка для домашнего задания

Было показано, что, если знания извлекаются учениками из визуального объекта в процессе наблюдения под руководством учителя, представления учащихся об объекте формируются более дифференцирование, более точно в сознании учащихся репрезентировано соотношение между отдельными признаками и свойствами воспринимаемого объекта, лучше запоминается учебный материал, чем в том случае, когда наглядные средства служат лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя [6].

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что метод обучения основанный на визуализированных задач, может оказать положительное влияние на активизацию познавательной детальности и способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала на уроках математики в 6 классе, при условии грамотного применения учителем визуализированных задач.

Библиографический список

1. Адамова У.К., Саидмуратова М.Б., Матчанова Д.Ю. Педагогическое мастерство в решении педагогических задач // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 763-765.

2. Войеков, Д.Е. Визуализация в образовании: возможности и реалии [Электронный ресурс] / Д.Е. Войеков// Режим доступа: https://www.itweek.ru/infrastructure/article/detail.php?ID=123493.

3. Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). – С. 72–78.

4. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.

5. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.

6. Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия южного федерального университета. Технические науки. – 2012. - №10 (135). - С. 120-124.

7. Фролова М.А. Визуализация образовательного процесса средствами инфографики // Педагогические науки. – 2016. - №4 (46). – С. 104-106.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf

Просмотров работы: 74