Аннотация. Кроме государственного управления, как известно, существует местное самоуправление. Оба вида управления обеспечивают целенаправленное воздействие на общественные процессы в стране. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В статье предпринята попытка определить пределы соотношения местного самоуправления и государственного управления. Ключевые слова. Государственное управление, местное самоуправление, законодательная власть, исполнительная власть
Государственное управление – это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Признаками государственного управления является то, что оно - проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет; ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю); выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления; является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений; имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей. Кроме того, государственное управление опирается на общие и специфические методы, в числе которых метод общенормативного регулирования; метод применения способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов; метод определения порядка осуществления видов хозяйственной деятельности; метод налогообложения; метод введения стандартизации продукции, работ; метод поддержки и стимулирования предпринимательства; метод осуществления надзорных функций и др.
Государственное управление делами осуществляется через систему государственных органов управления, которые принято называть органами исполнительной власти. В отличие от законодательной власти, носящей первичный верховный характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это вытекает и из самого понятия «администрация», дословный перевод которого звучит как «служить для». Следовательно, исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны противоречить закону и должны быть направлены на исполнение закона.
В Казахстане, как и в других странах, в государственном управлении проявляется положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной общественного порядка. Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя общее и отраслевое управление, воплощенное соответственно в деятельности органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РК, акиматов и деятельности органов отраслевого управления: министерств, ведомств.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских населенных пунктах и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Организация и структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Местное самоуправление также осуществляется гражданами путем проведения референдумов, выборов, социологического опроса населения, а также в формах прямого волеизъявления, через выборные и другие органы. Довольно часто местное самоуправление понимается как низовой уровень административной системы, где население непосредственно «включено» в управление территорией своего проживания. Жители нескольких дворов добровольно объединяются для решения своих бытовых проблем жилищно-коммунального характера сообща. В качестве примера можно назвать такие актуальные вопросы местного самоуправления как: газификация района, обеспечение бесперебойной подачи тепла и света в дома, налаживание водоснабжения или обустройство прилегающей территории и др.
Согласно Конституции РК, порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. При этом в Конституции отмечается, что гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.
Основой местного самоуправления в Казахстане стали маслихаты, как местные представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач. Это должно было способствовать развитию инициативы граждан, их коллективной ответственности за состояние дел на территории проживания. Проблемы местного значения должны решаться местными органами власти, как они справляются со своими задачами - решать самим жителям. К специфическим особенностям казахстанской модели местного самоуправления относится то, что они направлены на повышение эффективности власти на местах и поддержании стабильности и согласия в стране. Прежде всего, основой местного самоуправления в стране станут маслихаты, как местные представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач. Это означает фактическое объединение местного государственного управления и самоуправления. Что это может дать?
Государственное управление и местное самоуправление взаимосвязаны. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам. Невозможно выделить принципы соотношения государственного управления и местного самоуправления для «общества вообще», вне зависимости от того, какой тип социальных отношений в обществе превалирует. Такие принципы не усматриваются для столь высокого уровня абстракции. Это означает, что в различных типах общества существуют разные принципы соотношения государственного управления и местного самоуправления (впрочем, подобным образом для разных обществ будет отличаться содержание самих понятий государственного управления и местного самоуправления).
В Республике Казахстан понятие государственного управления и местного самоуправления объединяет местные представительные органы и местные исполнительные органы под общим названием «Местное государственное управление». Можно выделить следующие характерные черты в реализации такого подхода:
1. Местные представительные органы считаются органами местного государственного управления, тем самым признается управленческий характер деятельности местных представительных органов.
2. Местные представительные органы, формируемые непосредственно населением, тем не менее, считаются органами государственного управления.
3. Местные представительные органы организационно не связаны с местными органами исполнительной власти, хотя и те, и другие относятся к органам местного государственного управления.
4.Органы местного государственного управления в организационно -правовом отношении не связаны с местным самоуправлением, которое осуществляется населением непосредственно.
5.Местное государственное управление и местное самоуправление обеспечивают осуществление функций высших органов государственной власти в сочетании с децентрализацией управления для более полного учета интересов местного населения. Местное население, участвуя в формировании местного представительного органа как органа местного государственного управления своими представителями, через них решает государственные проблемы.
6. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и имеют организационную и функциональную самостоятельность в решении вопросов местного значения.
Заключение
Таким образом, с одной стороны, местное самоуправление в Казахстане - это часть механизма государственного управления, а с другой - публичная власть, имеющая свои конструктивные особенности и свой предмет деятельности. Подобно государственному управленческому процессу, местное самоуправление приобретает все более унифицированный характер. В то же время одним из главных отличий местного самоуправления от государственного управления должно стать принципиально иное отношение между субъектом и объектом управления. Совпадение субъекта и объекта управления в одном лице достигается в социально-политическом и частично в организационном плане.
Литературные источники
1. Пикулькин А. Система государственного управления
2. Бейсембаев А. Система государственной службы Республики Казахстан: тенденции и перспективы
3. Есимова Ш. Экономическая эффективность системы государственного управления Республики Казахстан: теория, методология, практика.
4. Черкасов. А.И. Местное управление и самоуправление: конституционные модели
5.Электронные источники- https://articlekz.com/article
6. Электронные источники - https://online.zakon.kz