Йо́га — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Крепкое здоровье — это то,для чегоосновная масса людей приходит в йогу. Занятия йогой имеют все шансы решить почти всетрудности здоровья организма, как физиологические, психологические, так и биологические. Можно отметить больше чем 30 лечебных воздействий йоги на здоровье человека, которые доказанымноголетнимиисследовательскими работами.
Благоприятные эффекты физических нагрузок в йоге происходит через активацию метаболизма в процессе привыкания к практике асан. В процессе привыкания происходит конфигурация во всех органах и системах, так или иначе причастных к управлению и к обеспечению энергией работающих мышц:
— оптимально тренируется опорно-двигательный аппарат,
— укрепляются сердце и сосуды,
— открываются резервы кардиореспираторной системы,
— улучшается вегетативная нервная регуляция,
— гормональная и нервная системы начинают работать более гармонично и слаженно.
Воздействие дыхательных упражнений Польза от дыхательных упражнений в процессе занятий йогой определяется следующим:
— воздух, проходящий через носовые пазухи, рефлекторно влияет на многие системы и органы;
— экскурсия диафрагмы (при глубоком «брюшном» дыхании) считается дополнительным массажем органов брюшной полости;
— редкое глубокое дыхание увеличивает амплитуду конфигурации парциального напряжения кислорода и углекислого газа в крови, что содействует расслаблению гладкой мускулатуры сосудов и улучшает трофику тканей.
На протяжении веков ученые работали над отдельными методами этой работы: телом, дыханием и сознанием. Йога - это идеальная практическая система для самосовершенствования. Занимаясь ею, можно достичь гармоничного развития тела, психики, ума и души [2, 3].
Основа всей йоги заключается в гармонии, в правильном соотношении, где нужно себя заставить и того, где можно себе позволить. Если человек будет себе только позволять, то прогресса, как такового не будет видно, поэтому занятия йогой требуют решимости, силы воли и усилий. Также негативное явление будет наблюдаться, если лицо, занимающееся постоянно себя ограничивает, увеличивает нагрузки, не расслабляется и тем самым - затормаживает весь процесс [2].
Если коротко структурировать весь арсенал положительного эффекта от занятий йогой, то можно выделить следующие составляющие:
- физическое здоровье, хороший энергетический тонус, прилив энергии и жизненной силы;
- красивое, «выносливое», стройное тело;
- психологическое здоровье (избавление от стрессов, душевный спокойствие, уравновешенность, ощущение радости и счастья)
- реальные положительные изменения в жизни (более интересна и оплачиваемая работа, реализация всех поставленных перед собой целей; гармония с окружающей средой);
- духовное развитие [4].
Главными факторами от которых зависит состояние здоровья являются: употребление чистой воды и полноценной пищи; строгое соблюдение законов гигиены сбалансированный режим труда и отдыха; полноценный сон ежедневное пребывание на свежем воздухе и в дозированном количестве на солнце; регулярные физические упражнения и закаливание холодной водой. Все это и пропагандирует йога [6].
Важной особенностью занятий йогой является активизация всех систем организма человека, кроме того, при их выполнении не допускаются усилия, которые в следующие несколько дней могут сильно сказаться на самочувствии. Йога отмечает изучении от простого к сложному. Все части тела должны развиваться симметрично. Мышцы конечностей, грудной клетки, спины, шеи, живота и другие должны развиваться равномерно, и только тогда будет гармония в красоте и состоянии организма. Выполняя упражнения с элементами йоги, в первую очередь, необходимо владеть базовыми знаниями физиологии, которая объясняет функции, присущие человеческому организму, и анатомии, которая трактует основы строения тела.
Занятия йогой не имеют соревновательного характера. Главная цель таких занятий - оздоровление и укрепление организма, профилактика существующих заболеваний. Достаточно только пятнадцати минут занятий йогой, чтобы получить максимальный эффект для организма [1,4].
Йога, как оздоровительная система руководствуется следующими принципами:
доступность и индивидуализация (йога предусматривает перечень доступных техник, с помощью которых человек самостоятельно может выбрать ближайшую для себя, согласно своих индивидуальных особенностей и предпочтений)
систематичность (только систематические и последовательные занятия йогой помогут достичь поставленной цели. Достаточно небольшого перерыва как начинается процесс угасания предварительно возникших условно-рефлекторных связей, снижается уровень функциональных возможностей организма. перерыв в занятиях не должна превышать 10 дней) [2].
Особенно эти принципы должны соблюдаться начинающие, ведь многие из них, не считая еще недостаточную гибкость тела и неподготовленность внутренних органов, начинает форсировать занятия, пытаясь сразу же в полной мере выполнить упражнение. В асанах есть предел: нельзя выходить за порог чувства легкого, приемлемой боли. При возникновении неприятных ощущений следует немедленно прервать выполнение упражнения. Сначала надо выделять на асаны не более 10-15 минут, затем продолжительность тренировок будет увеличиваться за счет новых упражнений. Оптимальное время занятий - 1:00 в день, но многое зависит от возраста, состояния здоровья, общего самочувствия и наличия свободного времени [2]. Рекомендуется во время одного занятия задействовать все части тела, и обязательно включать дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Только такое соблюдение правил будет иметь положительное влияние на организм, в другом случае, может наблюдаться отрицательный эффект, а именно повышение раздражительности, усталость и неудовлетворенность от занятий [6].
Однако, существует ряд противопоказаний к занятиям йогой как и к любой оздоровительной системы. Выделяют общие и временные противопоказания. Общие противопоказания:
органические поражения сердца – некомпенсированные недостатки, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия, аневризма аорты, дистрофия миокарда
заболевания крови инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией;
Нейроинфекции;
Злокачественные новообразования;
Психические расстройства.
Временные противопоказания:
мистематический прием большого количества лекарственных препаратов, обострение хронических заболеваний;
послеоперационный период;
сильная физическая усталость;
перегрев и переохлаждение;
температура тела выше 37 и ниже 36,2 градуса;
тяжелая физическая работа;
профессиональные или достаточно большие по объему занятия спортом;
полный желудок;
курс глубокого массажа;
пребывания в бане или сауне.[1, 3].
С помощью асан (поз) поддерживается нормальная циркуляция крови в артериях и венах. Кровь не застаивается ни в одной части тела. Асаны предотвращают возникновение атеросклероза. Человек, который выполняет упражнения йоги является достаточно подвижной и обладает хорошей гибкостью. Появляется здоровый аппетит. Если все суставы выполняют свою функцию легко, без усилий, то связи и окружающие ткани находятся в здоровом состоянии. Свободные движения позвоночника предупреждают появление явления окостенения и укорочения, утолщение и скованность в суставах вызывает дискомфортное состояние и боли. С помощью асан все группы суставов приобретают подвижности. Мышцы шеи, спины растягивается и расслабляются. Асаны поддерживают костно-мышечную систему спины и пояснице, не давая ей возможность опускаться. Все тело находит в прекрасном состоянии [2, 5].
Сердце, легкие и другие органы стимулируются или расслабляются
нервами, которые отходят от головного и спинного мозга. Эти чрезвычайно важные органы и спинно-церебральная система поддерживается в здоровом состоянии за помощью регулярного выполнения асан.
Таким образом, можно сказать, что такая оздоровительная система считается совершенной для поддержания и улучшения здоровья. Конечная цель йоги может быть абсолютно различной : от улучшения физиологического здоровья йогатерапией и до достижения мокши. Йогу возможно рассматривать, как результативные методы оздоровления тела, перестройки сознания и достижения душевного равновесия. Все минусы практики преодолеваются грамотным подходом. В случае если занятия приносят удовольствие, лишены болевых ощущений, могут помочь расслабиться, наполнить тело энергией, тогда практика будет приносить вам только пользу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникеев Д.М. Двигательная активность в образе жизни студенческой молодежи автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 -Физическая культура, физическое воспитание разных групп населення / Д.М. Аникеев. - М., 2012. - 19 с.
Баканова А. Ф. Организация физического воспитания студенческой молодежи на современном этапе реформирования высших учебных заведений: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 -Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения /А. Ф. Баканова. - Х., 2013. - 20 с.
Биличенко А. А. Особенности мотивации к занятиям по физическому воспитанию в студентов / А. Биличенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. -№ 5. - С. 3-5.
Бондин В. И. Проектирование здоровьесберегающих педагогических систем / В. И. Бондин // Теоретические и методические проблемы физической культуры: [юбилейный сб. науч. трудов, посвящ. 55-летию Института физ. культуры РГПУ]. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. - С. 13-14.
ЗАВИДОВСКЕ Н. Н. Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья студентов высших учебных заведений в процессе физического воспитание / Н. Н. ЗАВИДОВСКЕ // Молодая спортивная наука Украины: сб. наук. пр. в области физ. культуры и спорта. - Л., 2010. - Вып. 14: в 4-х т. - Т. 4. -С. 72-78.
Захарина Е. А. Здоровьязберигальний составляющая процесса физического воспитания студентов высших учебных заведений / Е. А. Захарина // Молодежный научный вестник. - 2014. - С. 29-33.