Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики

Тяпушова А.В. 1
1ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение-ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Активизацией в педагогике считается мобилизация интеллекта, воли, нравственных сил учащегося.Под познавательной деятельностью понимается система активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности), обусловленных психологическими особенностями индивидуальности субъекта, его личностными свойствами и системой предпочтений. [2]

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различные пути активизации учебной деятельности: проблемное изложение материала, комментированные упражнения, самостоятельная работа учащихся, творческая работа детей, формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другие способы активизации: игровые методы, моделирование, занимательность, проведение нетрадиционных уроков.

Одним из способов активизации и поддержания познавательной деятельности учащихся на уроках математики является поддержание оптимальных педагогических условий. Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена:

1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);

2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно- методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;

3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние, содействующие формированию процессуальной составляющей системы элементы;

4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.

Педагогические условия являются важной частью формирования и поддержания познавательной деятельности учащихся. Именно от действий, эмоций и фраз учителя зависит заинтересованность детей. Учитель должен проявить усилия с целью проявления эмоционального отношения школьника к объекту познания. Выготский Л.В. писал: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю уже остается только руководить и направлять его деятельность». [3]

Разного типа уроки, задания и задачи это успех поддержания познавательной деятельности. Приведу примеры:

Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.

Прежде чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. [1]

Игра «Решето» игра, связанная с двигательной деятельностью учащихся.

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например, на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач:

Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?

Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?

Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?

Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развитие и воспитание обучающегося.

Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске? Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должно нравится его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Список использованной литературы

Боб Лонге, Математические фокусы/Боб Лонге. – Москва:Издательство Астрель, 2006. – 96 с.

Головина, Л. М. Активизация познавательной деятельности учащихся / Л. М. Головина. – Москва : Проспект, 2003. – 242 с.

Подласый И.П., Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

Просмотров работы: 8