АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Краснова Е.С. 1
1ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определённых руководством организации, называется формированием ассортимента[2, с. 317].

Ассортимент товаров – совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку.

Производственный ассортимент – это номенклатура товаров, выпускаемых промышленным или сельхозпредприятием.

Торговый ассортимент – номенклатура товаров, реализуемых в магазинах. В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными предприятиями.

Сущность формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определённую совокупность товаров, которые в целом соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требования определённых категорий покупателей. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции - направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, в основе которой, с одной стороны, потребительские требования определённых групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов промышленным предприятием, позволяющее ему производить изделия с низкими издержками производства.

Формирование оптимального ассортимента предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности – комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в том, чтобы объединить все перечисленные элементы для достижения конечной цели – оптимизация ассортимента с учётом поставленных стратегических рыночных целей.

Формирование ассортимента должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, которые обусловливали бы направление развития ассортимента. Цели, задачи и основные направления формирования ассортимента определяются руководством предприятия и составляют ассортиментную политику предприятия[5, с. 132].

Формирование ассортимента - процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения. При формировании ассортимента подбирается и устанавливается номенклатура товаров, обеспечивающая высокую прибыльность работы торгового предприятия.

Ассортиментная политика оптового предприятия - это цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством предприятия. Цель оптового предприятия в области ассортимента формирование реального или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному для получения запланированной прибыли.

Ассортиментная политика предусматривает определённые цели и условия [, с. 510], которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Цели и условия ассортиментной политики

Процесс формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли учитывает принципы и факторы формирования ассортимента. Этот процесс складывается из двух этапов:

1) На первом этапе определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров. При этом необходимо исходить из возможности удовлетворения запросов оптовых покупателей с учетом их специализации на торговле соответствующими товарами. Например, если оптовое предприятие снабжает розничные торговые предприятия преимущественно товарами повседневного спроса, то сформированный этим оптовым предприятием ассортимент должен удовлетворять требования, прежде всего этой группы предприятий.

2) На втором этапе формирования ассортимента на оптовых складах определяется количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. Занимаясь формированием ассортимента товаров, коммерсанты должны постоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарооборот. Одновременно все коммерческие работники должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаров устаревших, а также товаров, спрос на которые резко понизился. Правильное, научно обоснованное формирование ассортимента является важнейшей функцией коммерческой службы оптовых предприятий.

Ассортиментный перечень является инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров на складах оптового предприятия. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые постоянно должны быть в наличии на складе.

Ассортиментные перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются в три этапа [4, с. 132]:

1) На первом этапе определяется перечень ассортиментных позиций. При этом учитывается номенклатура товаров, прошедших через оптовые предприятия в отчетном году. Основой для определения группового ассортимента товаров являются маркетинговые исследования в области целевого рынка, который представлен оптовыми покупателями - магазинами и другими предприятиями розничной торговли.

2) На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня. Определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупателей. Расчет производится по основному признаку - когда определяется количество разновидностей по каждой позиции товаров, поступивших за год.

3) На третьем, заключительном этапе - определяется количество разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента. Неснижаемый ассортимент включает такое количество товаров, которое постоянно должно быть в запасах и которое в любое время может быть предложено покупателю. Разработанные ассортиментные перечни товаров оптового предприятия должны корректироваться с учетом выпуска промышленностью новых товаров, изменений покупательского спроса, результатов оптовых закупок и др.

Цели создания обязательных ассортиментных перечней для розничных предприятий:

контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров в магазинах;

снабжение ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

Контроль за соответствием фактического ассортимента товаров ассортименту, предусмотренному в перечне, осуществляют товароведы-коммерсанты. Для контроля исполь­зуются карточки количественного суммового учета. Эти карточки должны быть сведены в карточки для каждой товарной группы.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, товарными запасами. Большую роль играет обеспечение качества товаров и количество их на разных этапах товародвижения.

С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями, прежде всего по товарам сложного ассортимента. Таким образом, торговый ассортимент – это перечень товаров, подобранных для реализации.

Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения, с целью более полного его удовлетворения [1, с. 73].

Основные факторы формирования ассортимента:

1) покупательский спрос;

2) производство товаров;

3) тип предприятия, его оснащенность;

4) условия товароснабжения;

5) численность и состав обслуживаемого населения;

6) транспортные условия;

7) наличие других предприятий в зоне деятельности предприятия.

Разработка ассортиментной политики требует чёткого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошего знания рынка и характера его требований, представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских научно-технических, производственных, сбытовых и других) в настоящее время и в перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ибрагимова Р.С. Стратегический маркетинг: Учеб. пособие. Иваново: Изд-во ИвГУ, 2017. 108 с.

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. М.: «Бизнес – книга», «ИМА – Кросс Плюс», 2014. 702 с.

Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. 6 –е изд., перераб. М.: Новое знание, 2013. 526 с.

Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: «Финансы и статистика», 2015. 357 с.

Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 1 (39). С. 15-28.

Платонов В.Н. Организация торговли: Учебное пособие. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2014. 458 с.

Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: Инфра – М, 2015. 388 с.

Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2016. 320 с.

Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. СПб.: Питер, 2015. 200 с.

Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА – М, 2014. 300 с.

Просмотров работы: 92